Недействующий

Об утверждении Концепции промышленной политики Ивановской области на 2000-2002 годы

9. Основные направления промышленной политики


Анализ положения промышленных предприятий и промышленности области в целом позволяет сделать вывод о том, что региональная промышленная политика ориентирована на решение двух комплексов экономических проблем: внешних по отношению к предприятию, определяющих условия хозяйствования в сфере промышленности, и внутренних, определяющих условия производства и реализации промышленной продукции, и должна проводится по следующим направлениям:
9.1. Внешний комплекс проблем: это, прежде всего, формирование благоприятных условий для работы эффективных собственников, требующее проведения институциональных преобразований, которые осуществляются через законодательную инициативу главы администрации области и Законодательного собрания области, работу с депутатами обеих палат парламента страны.
9.2. Формирование внутреннего рынка и организация работы на внутреннем и внешнем рынках.

 Одна из первых задач, которые предстоит решить изучение внутреннего рынка и организация его с учетом защиты областного товаропроизводителя. На основе анализа "ввоза-вывоза" товаров, сырья, материалов и оборудования разработать такие механизмы поддержки областного товаропроизводителя, которые дали бы ему возможность расширить свое присутствие на внутриобластном рынке, увеличивать производство продукции, необходимой населению, при условии, что по потребительским свойствам она не уступает привозной. Первым шагом в этом направлении должно стать на базе Закона области создание системы по формированию областного заказа для обеспечения государственных нужд города и области. Продолжением этой системы должны стать:
9.2.1. переход на закупку для своего производства комплектующих, материалов, оборудования у предприятий области;
9.2.2. смену смежников за пределами области на областных;
9.2.3. участие банков в реализации продукции, как гарантов современной оплаты для производителей, например, с использованием векселей или по схеме факторинга;
9.2.4. совместную работу производителей и торговли по обеспечению населения необходимыми товарами. Это позволит создать новые рабочие места, увеличить загрузку производственных мощностей, увеличить налоговые платежи. Помимо мер по формированию внутреннего рынка, необходимо принять меры и по его защите. Прежде всего от некачественных товаров, от недобросовестной конкуренции, от криминализации всего, что мешает его развитию. Необходима работа по поддержке областных предприятий на внешних рынках на общероссийском и на мировом. Основная задача для них не только сохранение своих ниш, своего потребителя, но и увеличение объемов экспорта. Должны быть разработаны меры по развитию экспортного потенциала промышленности области, включающие содействие предприятиям по всем направлениям.  В организационном плане:

 - разработка программы поддержки предприятий-экспортеров;

 - участие предприятий в региональных, российских и международных выставках,

 - организация широкого доступа и использования областной и мировых телекоммуникационных и информационных систем для изучения, завоевания рынка и осуществления рекламы производимой продукции;

 - проведение сертификации продукции по международным стандартам и внедрение систем управления качеством на предприятиях.
9.3. Повышение эффективности собственности в промышленности.
9.3.1. Наиболее общим механизмом повышения эффективности собственности промышленных предприятий к условиям рынка и мобилизации внутренних ресурсов для повышения конкурентоспособности является реформирование предприятий. Задачами реорганизации предприятий являются:

 - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

 - защита акционеров;

 - четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале

акционерного общества;

 - создание системы управления контрактами и защиты контрактных отношений;

 - достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;

 - создание эффективного механизма управления предприятием;

 - использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Реформирование проводится предприятиями самостоятельно. Однако в сложившейся экономической ситуации лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без государственной поддержки. Поэтому в области должна быть разработана программа реформирования предприятий, имеющая межотраслевой характер, учитывающая особенности реализации задач на региональном уровне, содержащая меры стимулирования предприятий.
9.3.2. Важнейшей задачей должно стать решение проблемы неэффективного собственника. Необходимо разработать и внедрить рыночные механизмы смены неэффективного собственника, в том числе за счет:

 - развития механизма капитализации задолженностей предприятия в акции;

 - организации площадки по продаже долгов предприятия;

 - процедур антикризисного управления с одновременным проведением финансового оздоровления;

 - реализации долговых обязательств предприятий, акций, облигаций, полученных в залог от предприятий при реструктуризации задолженностей в бюджеты и внебюджетные фонды.

С целью активного использования этих механизмов возложить проведение этой работы в области на Ассоциацию ВУЗов, научной, технической и деловой интеллигенции Ивановской области.
9.4. Инфраструктура промышленности.

 Реформирование предприятий в широких масштабах невозможно без привлечения к этой работе предприятий инфраструктуры консалтинговых, аудиторских, лизинговых, обучающих и других фирм, Рынок этих услуг сегодня достаточно широк. Для осуществления качественных услуг в перечисленных областях деятельности Центр реструктуризации должен выработать критерии оценки качества услуг и применяемых технологий, формировать творческие коллективы для разработки проектов реформирования предприятий.
9.5. Привлечение инвестиций в промышленность.

Решение проблемы привлечения инвестиций находится в двух плоскостях. На предприятиях необходимы квалифицированное управление (менеджмент), составленные с общепринятыми в мировой практике нормами, инвестиционные проекты, профессиональное знание рынка планируемых к производству товаров, "прозрачность" финансово-экономического состояния предприятия для инвестора. Эти условия вписываются в программы реформирования предприятий. С другой стороны в регионе должны быть благоприятный инвестиционный климат, механизмы привлечения инвестиций и гарантий для инвестора. Это задачи администрации области. Их решение требует осуществления ряда мероприятий:

 - совершенствование правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, основы которой в настоящее время составляют Законы Ивановской области.

 - совершенствование правовой базы и расширение практики использования инвестиционных соглашений, как важного инструмента инвестиционной и промышленной политики, особенно при привлечении иностранных инвестиций. Развитие гарантийных механизмов предполагается на основе формируемого Залогового фонда области и использования возможностей бюджета развития. Для привлечения в промышленность частных инвесторов, вовлечения сбережений населения в инвестиционную сферу необходимо активизировать работу на вторичном рынке ценных бумаг. В связи с этим деятельность предприятий нужно переориентировать на использование таких инструментов привлечения инвестиций, как вторичная эмиссия акций, выпуск корпоративных облигаций. Тщательная подготовка вторичной эмиссии акций обеспечит повышение инвестиционной привлекательности предприятий промышленности. Увеличит котировки продаваемых акций и их ликвидность.  В целях технического перевооружения производства на принципиально новой прогрессивной основе предполагается провести работу по лизинговым операциям, как финансовой основы проектов технического перевооружения предприятий.

Необходимо решение ряда задач по активизации деятельности в банковском секторе Ивановской области:

 - развитие специализированных финансовых организаций долгосрочного кредитования;

 - развитие механизмов синдицированного кредитования банками региональных целевых программ и перспективных инвестиционных проектов промышленности для их реализации на совместной с государством основе;

 - инвестирование программ реструктуризации предприятий. При этом целесообразно опираться на заинтересованность банков в обладании крупными пакетами акций предприятий;