Недействующий

Об утверждении Концепции промышленной политики Ивановской области на 2000-2002 годы

2.7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность


Лесные ресурсы важнейшая составляющая сырьевой базы промышленности Ивановской области. Их значимость обусловлена тем, что данный вид природно-сырьевых ресурсов находится непосредственно на территории области. Однако, на настоящий момент сложилась чрезвычайно неблагоприятная ситуация для работы лесопромышленных предприятий области. При обозначении основных факторов, блокирующих развитие лесопромышленного комплекса области можно указать следующее. При разделении "Ивлеспром" и Управления лесами предполагалось, что основной функцией лесопромышленных предприятий будет лесозаготовка и лесопереработка, а лесхозы Управления лесами несут ответственность за уход и возобновление лесных ресурсов области. Соответственно, лесопромышленные предприятия были обозначены в качестве налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Однако, в настоящее время сложилась ситуация, в которой мелкие лесозаготовители и лесхозы Управления лесами заготавливают в несколько раз больше древесины, чем лесопромышленные предприятия, не обеспечивая при этом налоговых поступлений ни в областной бюджет, ни в бюджеты других уровней. Необходимо отметить, что если бы лесозаготовка и лесопереработка проводилась преимущественно лесопромышленными предприятиями, налоговые поступления в бюджет области могли резко возрасти и стать в условиях глубокой депрессии текстильной промышленности одной из основных доходных статей бюджета области. Лесопромышленные предприятия вынуждены закупать лесосечный фонд на аукционах у лесхозов Управления лесами в одинаковых условиях с мелкими лесозаготовителями, которые практически не несут ни налоговой нагрузки, ни затрат на содержание социальной сферы. Следует отметить, что проведение аукциона предполагает превышение спроса над предложением, что не соответствует реальной ситуации в области - лесосечный фонд выбирается едва на 30% от выделяемого количества. Соответственно, лесопромышленные предприятия приобретают лесосечный фонд по ценам, значительно превышающим минимальные ставки. При этом лесопромышленные предприятия вынуждены в первую очередь перечислять денежные средства лесхозам в счет оплаты за сырье, а не в бюджет, что обусловливает значительную задолженность лесопромышленных предприятий перед бюджетом. Наметилась тенденция перехода лесопромышленных предприятий области на операции с давальческим сырьем, что крайне негативно может отразится на стабильности работы предприятий деревообрабатывающей промышленности области. Чтобы не допустить окончательного разрушения лесопромышленного комплекса области, необходимо в срочном порядке решить проблему наделения лесопромышленных предприятий лесосечным фондом через специальные аукционы с фиксированной надбавкой к минимальным ставкам, установленным Правительством Российской Федерации, равной стоимости лесовосстановительных работ, а также пересмотреть правила пользования лесосырьевыми ресурсами в части создания режима наибольшего благоприятствования лесопромышленным предприятиям области, которые несут всю налоговую нагрузку по заготовке и переработке древесины. В целях повышения конкурентоспособности предприятий деревообрабатывающей промышленности области представляется целесообразным следующее стимулирование лесозаготовительных предприятий, работающих преимущественно с деревообрабатывающими предприятиями Ивановской области:
2.7.1. изыскать возможности и осуществить снижение количества и уровня местных налогов и лесных податей;
2.7.2. обеспечить передачу жилого фонда и объектов соцкультбыта, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность;
2.7.3. осуществить взаимозачеты задолженности по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации. Одновременно осуществить стимулирование и деревообрабатывающих предприятий по следующим направлениям:
2.7.4. предоставление администрацией долгосрочных сырьевых кредитов по льготным ставкам для пополнения оборотных средств деревообрабатывающих предприятий в счет погашения задолженности перед бюджетом лесозаготовительных предприятий;
2.7.5. введение практики сезонного снижения налогов в связи с сезонным характером заготовки сырья и материалов;
2.7.6. формирование областных заказов на продукцию предприятий для государственных учреждений с сырьевым обеспечением;
2.7.7. техническое перевооружение предприятий на основе лизинговых сделок и льготных бюджетных кредитов;
2.7.8. в целях оказания помощи в обновлении производственных фондов решить вопрос о передаче деревообрабатывающим предприятиям оборудования с таможен (направленное от различных иностранных фондов российским предприятиям, которые не смогли оплатить таможенные сборы);
2.7.9. совершенствование законодательной базы для стимулирования развития экспортоориентированного производства. Для улучшения репутации деревообрабатывающих предприятий необходимо провести следующие мероприятия:
2.7.10. активизировать работу по поиску различных источников инвестирования и создание в области благоприятного инвестиционного климата;
2.7.11. организовать постоянно действующий в различных регионах страны областной экспозиционный стенд, представляющий весь спектр производимых в области товаров;
2.7.12. обеспечить участие предприятий отрасли в престижных конкурсах-выставках;
2.7.13. ввести практику заключения соглашений между администрацией области и предприятиями деревообрабатывающей промышленности для выполнения положений Концепции. Особо следует отметить необходимость введения практики соглашений между регионами для создания благоприятных условий работы снабженческих и сбытовых подразделений деревообрабатывающих предприятий.