Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Ивановской области, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к областным унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления областным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии органами государственной власти Ивановской области решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах.
Применительно к каждому случаю участия области в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются областными исполнительными органами в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации. Предложения о способе достижения цели представляются управляющими и оцениваются на конкурсной основе.
Утвержденные областным исполнительным органом предложения (программы деятельности управляющего) становятся неотъемлемой частью договора, заключаемого с управляющим и предусматривающего порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющего.
Необходимо определить:
- пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и областных исполнительных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего;
- порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации;
- обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей области (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, критерии оценки достижения результата управления деятельностью хозяйственных обществ;
- порядок взаимодействия областных исполнительных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющих, а также решений, принимаемых по результатам отчетности управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ. При обосновании невозможности достижения цели области или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Ивановской области в деятельности хозяйственного общества, либо о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), либо об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются меры воздействия.
Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, а также опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления.
Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в областной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий:
1) классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности Ивановской области акций, долей, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.
Хозяйственные общества классифицируются:
а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна;
б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций;
в) в зависимости от целей, которые преследует область в деятельности хозяйственных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных общеобластных задач, включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты, являющихся естественными монополиями;
г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией);
д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует Ивановская область: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;
е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации;
2) осуществление государственных функций при управлении акциями, закрепленными в областной собственности, в том числе:
- установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами;
- назначение представителей области в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, из числа специалистов областных органов исполнительной власти Ивановской области, а также органов местного самоуправления, на территории которых находятся открытые акционерные общества;
- обеспечение представления интересов Ивановской области в органах управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую приоритетное значение для экономики Ивановской области, как правило, государственными служащими - сотрудниками областных органов исполнительной власти Ивановской области;
- выдача Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в областной собственности, по согласованию с заместителями Главы администрации Ивановской области, курирующими отрасль хозяйственного комплекса области;
- установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени Ивановской области с отнесением этих гарантий на областной долг, обеспеченный имуществом, а не доходами областного бюджета;
- консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей;
- приобретение акций акционерных обществ для усиления областного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общеобластных задач и если для этого есть необходимые ресурсы;
- установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия области в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий;
- замена закрепленного в областной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию");
- принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных обществ для обеспечения интересов области;