Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования областного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.
Предусматриваются следующие этапы государственного контроля:
а) подготовка областного имущества к приватизации;
б) непосредственная реализация приватизационных процедур;
в) выполнение новым собственником взятых обязательств.
Государственный контроль на этапе подготовки областного имущества к приватизации должен включать в себя:
- контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества;
- поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества;
- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество.
Областной контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:
- анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате);
- анализ бизнес - планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес - планов необходимыми ресурсами).
Областной контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:
- разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;
- контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий.
Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.
Такая поддержка может включать в себя:
- консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;
- организационную поддержку, оказываемую предприятиям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;
- государственную поддержку квалифицированными кадрами.