Недействующий

О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области (с изменениями на 10 февраля 2005 года)

Механизм управления областными унитарными предприятиями и учреждениями

Достижение поставленных целей и решение задач управления областными унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Реализация системы управления предполагает:

а) определение круга и количества областных унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.

Для оптимизации количества областных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Необходимо провести оценку деятельности всех областных унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:

- использование имущества, приватизация которого запрещена;

- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;

- разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере интересов Ивановской области;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;

- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для государственных областных унитарных предприятий;

- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств.

В случае принятия решений о несоответствии деятельности областных унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

- преобразование областных унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

- реструктуризация областных унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;

- передача областных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

- ликвидация областных унитарных предприятий и учреждений;

б) определение цели Ивановской области применительно к каждому областному унитарному предприятию и учреждению, которая состоит в следующем:

- установление обязательных требований к представлению руководителями областных унитарных предприятий и учреждений в отраслевые областные органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности областных унитарных предприятий и учреждений;

- установление отраслевыми областными органами исполнительной власти по согласованию с Комитетом по управлению госимуществом администрации Ивановской области обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;

- установление отраслевыми областными органами исполнительной власти по согласованию с Управлением экономики и прогнозирования администрации Ивановской области требований к показателям деятельности областных унитарных предприятий, а также порядка их оценки;

- проведение отраслевыми областными органами исполнительной власти аттестации руководителей областных унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса представители муниципальных образований, на территории которых находятся соответствующие областные унитарные предприятия;

- принятие уполномоченными областными органами исполнительной власти порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления областными унитарными предприятиями и несоответствии результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;

- утверждение уполномоченными областными органами цели деятельности областного унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес - плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между Ивановской областью и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес - плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;

в) установление порядка отчетности руководителей областных унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес - плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес - плана);

г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес - плана).

При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес - плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации областного унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес - плана). В противном случае уполномоченными областными органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям областных унитарных предприятий и учреждений.

д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей областных унитарных предприятий и учреждений и самих областных унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:

- утверждение уставов областных унитарных предприятий и учреждений, а также заключения контрактов с их руководителями отраслевыми областными органами исполнительной власти по согласованию с заместителем Главы администрации Ивановской области, курирующим отрасль хозяйственного комплекса области и с Комитетом по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области;

- осуществлять учет уставов областных унитарных предприятий и учреждений, а также контрактов с руководителями предприятий в Комитете по управлению государственным имуществом администрации Ивановской области в рамках ведения реестра областного имущества;