ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 1999 года N 900
г. Иваново
О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Ивановской области от 23.04.2012 N 65-уг, вступившего в силу после официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства Ивановской области" - 05.05.2012).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 февраля 2005 года)
____________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
распоряжением губернатора Ивановской области от 10 февраля 2005 года N 16-уг
____________________________________________________
В соответствии с основными целями и принципами государственной политики, выработанной Правительством Российской Федерации в области управления государственным сектором экономики, в целях логической последовательности их реализации на региональном уровне
П О С Т А Н О В Л Я Ю :
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области.
2. Областным органам исполнительной власти организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области.
3. Установить, что нормативные правовые акты по вопросам реализации концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ивановской области должны быть внесены на рассмотрение Главы администрации Ивановской области в месячный срок после принятия аналогичных документов на федеральном уровне.// Пункт утратил силу на основании распоряжения губернатора Ивановской области от 10 февраля 2005 года N 16-уг
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возлагаю на заместителя главы администрации Ивановской области Дорогова Н.И.// Пункт утратил силу на основании распоряжения губернатора Ивановской области от 10 февраля 2005 года N 16-уг
В. ТИХОМИРОВ
Приложение
к постановлению главы администрации Ивановской области
от 31 декабря 1999 года N 900
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики в Ивановской области. Под управлением государственным сектором экономики в Ивановской области понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), казны Ивановской области, а также имущественных прав Ивановской области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Ивановской области в бюджетный процесс).
Концепция содержит два раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом Ивановской области.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества, направленных на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Экономическая политика исполнительной власти Ивановской области, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
- увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
- оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
- вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
- использование областных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей областным органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:
- полная инвентаризация объектов областной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;
- повышение эффективности управления областным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;
- классификация объектов областной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;
- определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
- обеспечение прав Ивановской области как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
- обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих ;
_________________________
В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.
- обеспечение поступления дополнительных доходов в областной бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех областных органов исполнительной власти.
В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:
Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) областными исполнительными и законодательными органами власти должна быть определена и зафиксирована цель, которую они преследуют и достижению которой служит объект.
Перечень целей Ивановской области применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.
Способ достижения цели, то есть детальный, экономически обоснованный план конкретных мероприятий в отношении объекта управления, определяется в рамках установленной процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным государственным органом.
Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели, определенной областными исполнительными и законодательными органами власти, возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски Ивановской области при недостижении запланированного качественного результата управления.
Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений исполнительными органами Ивановской области, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности областными исполнительными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.
Функционирование системы управления и порядок взаимодействия областных исполнительных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.
Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности областных исполнительных органов и управляющих по управлению государственным имуществом.
Ивановская область как субъект Российской Федерации крайне заинтересована в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи, с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как областные унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в областной собственности, доли Ивановской области в уставных капиталах хозяйственных обществ, областная недвижимость, в следующей логической последовательности:
1) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);
2) постановка целей и задач управления;
3) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);
4) контроль эффективности управления.
Цели и задачи управления областными унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:
1) повышении эффективности деятельности областных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
2) оптимизации количества областных унитарных предприятий и учреждений;
3) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью областных унитарных предприятий и учреждений;
4) погашении областными унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего, по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и, как следствие, - в увеличении поступлений в областной бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за областными унитарными предприятиями;
5) снижении расходов областного бюджета на финансирование предприятий и учреждений.
Достижение поставленных целей и решение задач управления областными унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
Реализация системы управления предполагает:
а) определение круга и количества областных унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций.
Для оптимизации количества областных унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
Необходимо провести оценку деятельности всех областных унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях:
- использование имущества, приватизация которого запрещена;
- осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам;
- разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере интересов Ивановской области;
- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте;
- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для государственных областных унитарных предприятий;
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств.
В случае принятия решений о несоответствии деятельности областных унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:
- преобразование областных унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;
- реструктуризация областных унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;
- передача областных унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;
- ликвидация областных унитарных предприятий и учреждений;
б) определение цели Ивановской области применительно к каждому областному унитарному предприятию и учреждению, которая состоит в следующем:
- установление обязательных требований к представлению руководителями областных унитарных предприятий и учреждений в отраслевые областные органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности областных унитарных предприятий и учреждений;
- установление отраслевыми областными органами исполнительной власти по согласованию с Комитетом по управлению госимуществом администрации Ивановской области обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки;