ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года Дело N Ф04-4330/2007(35767-А67-23)


[Суд обоснованно признал незаконным постановление о назначении ОАО административного наказания в виде штрафа, примененного на основании ст.8.2 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и времени составления протокола]
(Извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: ..., рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон: от Управления Ростехнадзора по Томской области - В.С.Чурилов, по доверенности от 06.03.2007 N 8/735, Я.С.Малянов, по доверенности от 21.12.2006 N 8/4, от ОАО "Томский радиотехнический завод" - представитель не явился, кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области на решение от 07.03.2007 Арбитражного суда Томской области (судья ...) по делу N А67-804/2007 по заявлению открытого акционерного общества "Томский радиотехнический завод" к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, установил:

Открытое акционерное общество "Томский радиотехнический завод" (далее - ОАО "Томский радиотехнический завод") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Томской области (далее - Управление Ростехнадзора по Томской области) о признании незаконным и отмене постановления от 01.02.2007 N 11/ЭК о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб., примененного на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением суда первой инстанции от 07.03.2007, оспариваемый ОАО "Томский радиотехнический завод" ненормативный акт Управления Ростехнадзора по Томской области признан незаконным и отменен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление Ростехнадзора по Томской области просит отменить судебный акт первой инстанции и прекратить производство по делу.

Управление Ростехнадзора по Томской области считает, что ОАО "Томский радиотехнический завод" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствие разработанного проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов, лицензии на право обращения с опасными отходами, непредставление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы), а также за несанкционированное размещение на территории предприятия отходов производства и потребления.

Кроме того, по мнению Управления Ростехнадзора по Томской области, им соблюден порядок привлечения ОАО "Томский радиотехнический завод" к административной ответственности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ответчика и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Управлением Ростехнадзора по Томской области в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что ОАО "Томский радиотехнический завод" не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, в том числе:

осуществляется хозяйственная деятельность в отсутствие разработанного проекта нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение,

отсутствует учет образовавшихся, хранящихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов,

отсутствует отчетность по образованию и движению отходов за 2005 год по форме 2-ТП (отходы),

допущено несанкционированное размещение отходов на территории ОАО "Томский радиотехнический завод" (отходов бумаги, картона, полиэтиленовой пленки, древесных отходов).

По результатам проверки Управлением Ростехнадзора по Томской области составлен акт N 19/06 от 23.12.2006, протокол N ГЭК-7 от 18.01.2007 об административном правонарушении и вынесено постановление N 11/ЭК от 01.02.2007 о привлечении ОАО "Томский радиотехнический завод" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10000 руб.

Основанием для назначения административного наказания послужил вывод административного органа о нарушении ОАО "Томский радиотехнический завод" требований статей 24, 51, 67, 69 Закона Российской Федерации N 7-ФЗ от 10 01.2002 "Об охране окружающей среды", статей 11, 18, 19, 26 Закона Российской Федерации N 89-ФЗ от 24.06.98 "Об отходах производства и потребления".

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ОАО "Томский радиотехнический завод" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене и признании незаконным.

Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления", в соответствии со статьей 1 которого под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращением с отходами производства и потребления согласно указанной статье признается ряд видов деятельности, в том числе по сбору, размещению (хранению, захоронению) отходов.

Согласно статьям 11, 18 ФЗ РФ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В силу части 3 статьи 69 данного Закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

При составлении протокола об административном правонарушении предусмотрено обязательное разъяснение законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено производство, а также иным лицам их прав и обязанностей, о чем в протоколе делается запись. Лицу, в отношении которого возбуждено производство, должна быть предоставлена обязательная возможность ознакомления с протоколом, при этом данное лицо вправе изложить свои замечания и объяснения.

Из протокола об административном правонарушении N ГЭК-7 от 18.01.2007 усматривается, что он составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Томский радиотехнический завод".

Доказательства надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате и времени составления протокола в материалах дела отсутствуют.

Определение от 15.01.2007 направлено Управлением Ростехнадзора по Томской области факсом и не содержит информации о том, что было получено законным представителем ОАО "Томский радиотехнический завод".

В нем указано о вызове руководителя ОАО "Томский радиотехнический завод" не для составления протокола по изложенным в нем фактам, а для рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по постановлению о возбуждении дела от 22.12.2006.

Таким образом, арбитражный суд сделал правильный вывод о нарушении Управлением Ростехнадзора по Томской области порядка привлечения ОАО "Томский радиотехнический завод" к административной ответственности.

Судом первой инстанции установлено, что административным органом в ходе производства по данному делу не представлено достаточных доказательств, подтверждающих совершение заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельства административного правонарушения не выяснялись и не проверялись.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал незаконным постановление Управления Ростехнадзора по Томской области от 01.02.2007 N 11/ЭК о назначении ОАО "Томский радиотехнический завод" административного наказания в виде штрафа в размере 10000 руб., примененного на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:

Решение от 07.03.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-804/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

     Председательствующий
...

Судьи
...

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка