Действующим федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливаются обязательства федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, средствам связи и информации, для обеспечения данным гражданам равных возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Федеральным законодательством также предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий. Однако в действительности в вопросе достойного обеспечения жизнедеятельности инвалидов остается много нерешенных проблем, что приводит к социальной напряженности среди граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году (Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"), государство обязуется обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод (во всех сферах деятельности) всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
Сегодня важнейшей государственной задачей является создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Эффективным решением поставленной задачи является разработка и реализация программ, направленных на создание достойных условий жизни для каждого члена общества.
Основанием для разработки подпрограммы 6 послужили нормативно-правовые акты федерального и областного уровня:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 N 1662-р), в которой одним из основных направлений является реабилитация и социальная интеграция инвалидов;
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Липецкой области.
В Липецкой области проживает 143,9 тыс. инвалидов, в том числе 3,9 тыс. детей-инвалидов.
По данным мониторинга органов социальной защиты населения, в области 1316 инвалидов-колясочников, 4790 инвалидов с нарушением функции зрения, 1733 инвалида с нарушением функции слуха.
В течение последних лет отмечается тенденция к уменьшению общего количества инвалидов в области: 2010 год - 155,7 тыс. чел.; 2011 год - 154,1 тыс. чел.; 2012 год - 150,9 тыс. чел.; 2013 год - 143,9 тыс. чел.
Ежегодно уменьшается и количество лиц, впервые признанных инвалидами.
В 2010 году впервые были признаны инвалидами 9,3 тыс. человек, в 2011 году - 7,4 тыс. человек, в 2012 году - 6,8 тыс. человек.
Таким образом, в течение последних 3 лет четко прослеживается тенденция к снижению показателей первичной инвалидности в Липецкой области. Вместе с тем показатель полной реабилитации инвалидов в 2012 году составил 7,3% (а у детей-инвалидов аналогичный показатель составляет 2,3%). Следовательно, только 7 из 100 инвалидов (2 из 100 детей-инвалидов) смогли вернуться к жизни без ограничения жизнедеятельности.