Недействующий

Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие транспортной системы Липецкой области" (с изменениями на 26 сентября 2023 года)



Аналитическая записка к региональному проекту "Региональная и местная дорожная сеть"


Общее географическое описание



Липецкая область расположена в центре Европейской части России, на пересечении важнейших транспортных магистралей, связывающих столицу Российской Федерации с Южным регионом, а западные районы - с Поволжьем. Липецкая область граничит с соседними областями: Воронежской, Тульской, Тамбовской, Орловской, Курской, Рязанской.


Выгодное географическое положение Липецкой области и наличие значительного природно-ресурсного потенциала являются определяющими факторами ее социально-экономического развития. Климат области умеренно-континентальный.


Территория Липецкой области 24,1 тыс. км2, что составляет 0,14% от территории Российской Федерации. Протяженность с севера на юг - 200 км, с запада на восток - 150 км. Территория региона обслуживается развитой транспортной инфраструктурой, которая интегрирована в транспортную сеть Центрального Федерального округа. Население 1,150 млн. чел., городское - 740 тыс. чел. (64%), сельское - 410 тыс. чел. (36%). Плотность населения 48,2 чел./км2.


Область делится на 313 муниципальных образований: 2 городских округа и 18 муниципальных районов, 6 городских и 287 сельских поселений. Наиболее крупные города: Липецк (с населением 510,1 тыс. человек), Елец (104,7 тыс. человек), Грязи (46,5 тыс. человек), Данков (19,1 тыс. человек), Лебедянь (19,4 тыс. человек), Усмань (19,9 тыс. человек). Административный и культурный центр области - город Липецк - расположен на берегах реки Воронеж.


Оценка социально-экономической ситуации региона



Экономика Липецкой области, несмотря на сложность и противоречивость процессов, происходящих в российском обществе, характеризуется динамичным поступательным развитием.


К моменту образования области (1954 год) территория располагала благоприятными возможностями для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, других отраслей экономики.


В 1954 году население области составляло 1 млн. 85 тыс. человек, в сельской местности его проживало в 3 раза больше, чем в городской. Промышленное производство было, в основном, сосредоточено в г. Липецке. Здесь работали Новолипецкий металлургический завод, "Свободный Сокол", тракторный завод. Одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей была и остается черная металлургия, основное предприятие - ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат". С пуском в 1969 году стана "2000" комбинат стал ежегодно выпускать 6 млн. т стального листа. В 1980 году на НЛМК началось производство автолиста для автомобильной промышленности. В 1981 году была выплавлена 100-миллионная тонна чугуна, а в 1983 - 100-миллионная тонна стали.


В этот период были определены первоочередные задачи социально-экономического развития области. Росло и развивалось транспортное хозяйство, строились жилые дома, дороги, трамвайные линии, вводились новые автобусные маршруты. В результате повышения эффективности производства и роста производительности труда экономика области, уверенно набирая темпы, успешно продвигалась вперед.


За 2006 - 2017 годы валовой региональный продукт увеличился в 3,4 раза. Среднегодовые темпы роста составили в промышленности - 102,2%, сельском хозяйстве - 109%, розничном товарообороте - 107%, инвестиций в основной капитал - 107,5%. Среднедушевые денежные доходы населения увеличиваются ежегодно в среднем на 15%. Доля бедного населения сократилась на 6,3 п. п. и составила 9,1%.


Область имеет мощный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, инфраструктурный и экономический потенциал, который определяет перспективы ее развития.


Создание новых производств с высокой добавленной стоимостью, развитие экономических зон, индустриальных парков, успешная кластерная политика, политика, направленная на поддержку агропромышленного комплекса, позволили преодолеть монозависимость экономики и снизить экономическую зависимость консолидированного бюджета области от одного предприятия. По итогам 2017 года доля черной металлургии в валовом региональном продукте (ВРП) составляет 26%.


Приоритетным направлением развития для области является малый и средний бизнес. Количество малых предприятий (включая микропредприятия) в 2017 году по сравнению с 2006 годом возросло в 3 раза, их оборот и налоговые поступления - в 5 раз. По итогам 2017 года доля малого и среднего бизнеса в ВРП составила 24%.


Индекс промышленного производства в 2017 году к 2006 году составил 140%. За 2006 - 2017 годы в области создано 126 новых промышленных предприятий.