Потребительский рынок области является крупной составной частью экономики региона, призван обеспечивать условия полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, их доступность - территориальную и ценовую.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, денежных доходов, платежеспособности населения, инфраструктуры, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и поддерживает рыночный механизм.
Сфера розничной торговли и услуг населению выступает опережающим индикатором экономики. Именно оборот розничной торговли и объем оказываемых услуг используются как индикаторы экономического состояния экономики, а снижение потребительской активности ведет к падению темпов экономического роста. Неэффективное развитие отрасли ставит под угрозу развитие экономики региона, отражается на качестве жизни, безопасности и здоровье населения.
Приоритетной функцией органов власти и неотъемлемой частью региональной политики в сфере потребительского рынка является повышение качества жизни населения области путем гарантированно высоких стандартов жизнеобеспечения, а именно: повышение доступности товаров для сельских жителей, обеспечение качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой на предприятиях розничной торговли.
В течение ряда лет из областного бюджета велось финансирование мероприятий, направленных на доставку товаров народного потребления жителям сельских населенных пунктов.
В результате эффективного использования бюджетных ассигнований достигнуты показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития потребительского рынка области: опережающие темпы роста оборота розничной торговли и объема бытовых услуг в сельской местности; изменение структуры оборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров, оказание новых видов бытовых услуг, создание дополнительных рабочих мест.
Принятие подпрограммы 8 обусловлено необходимостью закрепления достигнутых результатов и решения ряда проблем, существующих на потребительском рынке.
При относительно высоких темпах развития предприятий потребительского рынка наблюдается неравномерное развитие его инфраструктуры.
В особо сложном положении находятся населенные пункты, расположенные вдали от крупных поселений, дорожных магистралей и с небольшим (до 200 человек) количеством проживающих.
Большая часть сельских поселений области (831 поселение) не имеют стационарных розничных предприятий, обеспеченность комплексными приемными пунктами составляет 75%. Организация торгового и бытового обслуживания жителей осуществляется через развозную торговлю и выездное обслуживание.
В последние годы наиболее динамично развивается инфраструктура потребительского рынка, особенно предприятий торговли. Однако сохраняется проблема неравномерного размещения торговых объектов на территории области. По состоянию на 1 января 2013 года обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1000 жителей по области составляет 527 кв. м, что выше установленного минимального норматива на 15 кв. м, при этом среднерайонный показатель составляет 432 кв. м (ниже норматива на 80 кв. м), а в Елецком и Липецком муниципальных районах он втрое ниже областного.
За 2012 год оборот розничной торговли в целом по области увеличился на 7,5% к уровню 2011 года (в сопоставимых ценах), по районам темп роста составил 114,8%.
Объем оказанных бытовых услуг составил 6,5 млрд. руб., или 112% (по районам - 111,4%) к соответствующему периоду прошлого года.
Среднедушевой оборот розничной торговли по области сложился на уровне 134 тыс. руб. на одного жителя, по районам - 106 тыс. руб. При этом наблюдается диспропорция между муниципальными районами: в Долгоруковском, Измалковском, Краснинском районах среднедушевой оборот в 2 раза ниже среднеобластного, Елецком и Липецком - ниже в 3,5 раза.