Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций... (утратило силу с 7 марта на основании Постановления администрации Липецкой области от 25.02.2014 N 87)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.


В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Липецкой области в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно большего числа творческих, свободных и активных граждан.

В последние годы в Липецкой области уделялось существенное внимание развитию гражданского общества. Реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" позволила сформировать активно действующий некоммерческий сектор, внедрить в практику общественно-государственного взаимодействия передовые формы организации работы, обеспечить процесс стабильного развития институтов гражданского общества.

Приняты областные законы, изменения и дополнения к ним, направленные на совершенствование взаимодействия власти и институтов гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.

Сложившаяся система институтов гражданского общества в Липецкой области представляет собой организованные группы населения, четко идентифицирующие себя с целевой группой. Они выражают общественное мнение отдельных групп общества, способны участвовать в решении вопросов регионального и местного значения. Ежегодно наблюдается рост некоммерческих организаций Липецкой области (далее - НКО), число которых увеличилось с 2009 года на 5%. Изменения в структуре институтов гражданского общества происходят постоянно:

Рис. 1. Количество зарегистрированных некоммерческих организаций на территории области

на 01.01.2012

на 07.08.2012

Всего НКО, из них:

1368

1397

Общественные объединения, в т.ч.:

680

695

политические партии

7

20

профессиональные союзы

220

215

Религиозные организации, в т.ч.:

305

306

православные

262

265

иные конфессии

43

41

Прочие некоммерческие организации, в т.ч.

383

396

фонды

49

51

автономные некоммерческие организации

52

52

некоммерческие учреждения

103

112

некоммерческие партнерства

117

116

казачье общество

1

1


Развиваются ассоциативные общественные объединения, целью деятельности которых является формирование единого коммуникационного и организационного пространства в обсуждении и выработке мнений и предложений по основным вопросам общественной и социальной жизни области: Липецкий областной союз общественных объединений "Липчане", Липецкий областной союз общественных объединений "Патриот", Липецкая региональная ассоциация спортивных общественных объединений "Физкультурно-Спортивное общество "Единство", Ассоциация творческих союзов Липецкой области. Ведется создание ассоциации организаций инвалидов.

Активную роль в процессе совершенствования и развития форм взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества играет сформированный в 2011 году областной Клуб лидеров некоммерческих организаций, в состав которого на 01 июня 2012 входят 59 НКО.

Созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений - общественные, экспертные и консультативные советы, комиссии, региональная и муниципальные общественные палаты и др., в которых активно принимают участие представители НКО. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений.

Решаются задачи обеспечения межконфессиональной и межнациональной стабильности. В регионе осуществляет свою деятельность рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В целях разрешения межнациональных конфликтов, пропаганды межнационального мира и веротерпимости реализуется межнациональный социально значимый проект "Дом национальностей". С 2010 года на территории области не зарегистрировано ни одного межконфессионального и межнационального конфликта.

Поддержка НКО осуществляется через субсидирование реализации социальных проектов и исполнение НКО государственного заказа.

Ежегодно увеличивается количество средств, выделяемых в виде субсидий НКО: с 10361 тыс. рублей в 2009 году до 14346 тыс. рублей в 2012 году.

Определенный руководством страны курс на модернизацию общества особое место отводит СО НКО, которые рассматриваются как организационная основа гражданского общества и отражают интересы, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения.

В работу по оказанию социальных услуг населению области вовлечены более 40 СО НКО. Населению оказываются информационные, просветительские, юридические услуги, услуги по организации досуга и дополнительного образования, социальной реабилитации. Получателями услуг СО НКО являются около 4,5 тыс. человек.

Комплекс мер по поддержке СО НКО позволил Липецкой области принять участие в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СО НКО. По результатам конкурсного отбора Липецкой области в 2011 году выделена субсидия в размере 8,795 млн. рублей.

Приоритетными направлениями деятельности СО НКО в развитии услуг населению являются:

профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

повышение качества жизни людей пожилого возраста;

социальная адаптация инвалидов и их семей;

развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

развитие межнационального сотрудничества и обеспечение межконфессиональной стабильности.

Но, несмотря на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов на территории Липецкой области, остаются нерешенными ряд вопросов, среди основных проблем следует отметить следующие:

1. Недостаточно развитый сектор оказания социальных услуг населению некоммерческими организациями. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.

2. Низкий уровень общественной активности, общественной поддержки и доверия граждан к деятельности СО НКО. Общественная активность населения области, его участие в реализации социальных проектов и программ носит ситуативный характер.

3. Существуют проблемы с формированием экспертного сообщества в сфере развития гражданского общества, создания специализированных правовых и юридических служб.

4. Недостаточный уровень кадровой подготовки сотрудников НКО к социально значимой деятельности и представителей органов власти к взаимодействию с институтами гражданского общества и гражданами, особенно на муниципальном уровне. Работники некоммерческого сектора слабо ориентируются в современном российском законодательстве, в том числе по вопросам финансов, обеспечивающим основу работы НКО. Общественные организации имеют слабую финансовую базу и недостаточный опыт поиска источников финансирования. Не отлажена система государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения их квалификации.