Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года в совокупности с реализацией приоритетных национальных проектов, областных целевых программ выполнила поставленные на тот период задачи.
Вместе с тем в настоящее время на дальнейшее социально-экономическое развитие области могут оказать влияние долговременные системные вызовы, отражающие как тенденции развития экономики России, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов связан с резко усиливающейся ролью инноваций в социально-экономическом развитии и утратой многих традиционных факторов роста:
- низкая инвестиционная активность большинства промышленных предприятий;
- снижение объемов инвестиций в машиностроительный комплекс;
- незначительная доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, - всего 10% и доля инновационной продукции в общем выпуске - 4%.
- низкий уровень внутренних затрат на исследования и разработки - всего 0,03% ВРП (в развитых странах - 2 - 2,5%);
- ухудшение соотношения темпов прироста заработной платы и производительности труда. Опережающий рост зарплаты приводит к повышению издержек и снижению конкурентоспособности продукции;
- усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами;
- диспропорции в территориальном развитии, дальнейшее накопление которых может повысить риски замедления темпов роста экономики области.
Ответ на этот вызов обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности экономики области за счет инновационного обновления и привлечения инвестиций, прежде всего, в целях выравнивания развития территорий, повышения производительности труда, которая будет определяться уровнем образования и креативности самих работников.
Второй вызов обусловлен возрастанием роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития:
- старение населения и его высокая смертность, которая превышает российский уровень на 14% (коэффициент по Российской Федерации - 15 на тысячу человек населения, по области - 17,1);
- низкая продолжительность жизни - 67,3 года;
- увеличивающаяся дифференциация населения по уровню доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченных граждан почти в 13 раз превышают доходы 10% наименее обеспеченных граждан;
- возрастающая территориальная асимметрия по уровню доходов и средне-месячной заработной платы;
- сохраняющееся население с доходами ниже величины прожиточного минимума;
- снижение численности населения и занятых в экономике на фоне демографического дисбаланса. Степень обновления трудовых ресурсов существенно ухудшится после 2008 года, когда в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились в начале 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости;
- дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров на рынке труда и достаточно высокий уровень незанятого населения в сельской местности.
Для области ответ на этот вызов предполагает преодоление сложившихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала путем:
- стабилизации численности населения и занятых в экономике на основе проведения последовательной демографической политики, изменения образа жизни людей, повышения уровня социального оптимизма и эффективного регулирования миграции;
- повышения эффективности функционирования отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор), высокие стандарты жизни населения;
- превращения среднего класса в доминирующую силу, сокращения социального неравенства.
Действие вышеназванных вызовов усиливается нерешенностью ряда институциональных проблем:
- сохранение высокого уровня рисков ведения предпринимательской деятельности, значительный уровень административных барьеров, недостаточная защищенность прав собственности, не совсем прозрачная система земельных отношений, низкая корпоративная культура;
- слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, недостаточно эффективное государственное управление;
- низкий уровень конкуренции на целом ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда и конкурентоспособности;
- слабая взаимосвязь образования, науки и бизнеса.
Решив за последние годы поставленные Программой задачи и обеспечив макроэкономическую стабильность, область, с одной стороны, получила возможность ставить амбициозные стратегические цели развития, с другой - оказалась перед необходимостью решения как сохраняющихся острых проблем, так и преодоления отмеченных вызовов.