Техногенная нагрузка на территорию Липецкой области достаточно велика. Свой значительный вклад в нее вносят черная металлургия, машиностроение, станкостроение, металлообработка, химическая и радиоэлектронная промышленность, производство стройматериалов, кожевенное производство, легкая и пищевая промышленность, тепловые электростанции.
Немалые нарушения природной среды связаны с горнодобывающим производством (карьеры, шахтные стволы и терриконы).
Существенный вклад в загрязнение среды вносят животноводческие и птицеводческие комплексы, транспорт (железнодорожный, автомобильный, магистральные нефте- и газопроводы). Большую экологическую опасность представляют собой отдельные объекты: места складирования ядохимикатов, твердых бытовых и промышленных отходов, транспортные предприятия агросервиса, машинные парки, железнодорожные депо, базы агрохимпрома, очистные сооружения, поля фильтрации и, конечно же, радиоактивное загрязнение в результате Чернобыльской катастрофы.
По условиям транспортной обслуженности наиболее благоприятной для размещения объектов жилищного и коммунально-складского строительства является территории, примыкающие к магистральным железнодорожным путям и автомобильным дорогам. По транспортной обеспеченности область занимает 7 место в ЦФО.
На перспективу плотность дорог возрастет (схема "Транспортная инфраструктура"). Территория области практически полностью попадает в зону 1,5 - 2-часового транспортного обслуживания от регионального центра. Область также почти полностью попадает в зону обслуженности дорогами с усовершенствованным покрытием федерального и областного значения, за исключением отдаленных территорий Воловского, Долгоруковского, Измалковского, Становлянского, Краснинского, Данковского, Лев-Толстовского районов.
Территорию пересекают 3 железнодорожные магистрали, в зону обслуженности которых входят практически все районы, за исключением Задонского, Добровского, Хлевенского, частично Воловского районов.
Область хорошо обеспечена низовой сетью дорог. Основные транспортные магистрали несут на себе и функции планировочных осей.
Намечаемые на ближайшую перспективу транспортные обходы городов Липецка, Лебедяни, Ельца, Грязи, Чаплыгина, с. Волово значительно улучшат планировочную ситуацию области (см. схему "Транспортная инфраструктура").
Развитие существующих и намечаемых к формированию транспортных узлов (Липецк, Грязи, Чаплыгин), в свою очередь, также будет способствовать развитию и совершенствованию планировочной структуры области.