Заявлено вакансий в | из них в центры занятости населения городов и районов, чел. | |||||||||
службу занятости населения по области на 01.07.2006 год, всего | г. Липецк | г. Елец | Грязинский | Лебедянский | Усманский | Чаплыгинский | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Наименование профессий, специальностей, всего: | 6091 | 4238 | 324 | 160 | 154 | 95 | 152 | |||
в том числе: | ||||||||||
Рабочие профессии - всего: | 4997 | 3611 | 264 | 133 | 110 | 65 | 105 | |||
из них наиболее востребованные на рынке труда: | ||||||||||
водитель автомобиля | 304 | 225 | 13 | 9 | 10 | 4 | 5 | |||
дворник | 108 | 99 | 8 | |||||||
каменщик | 87 | 57 | 10 | 2 | ||||||
кондуктор | 47 | 45 | 2 | |||||||
маляр | 48 | 39 | 3 | 1 | ||||||
машинист компрессорных установок | 13 | 9 | 1 | |||||||
машинист крана, бульдозера, экскаватора | 117 | 77 | 17 | 5 | 2 | |||||
машинист различных агрегатов, машин, установок | 76 | 69 | 3 | |||||||
монтажник (стальных и железобетонн. конструкций, внутренних сантехнич. систем и оборудования, наружных трубопров. и т.д.) | 116 | 129 | 1 | |||||||
оператор автоматических линий (станков и установок, по изготовлению изолированных жил, производства молочных продуктов и т.д.) | 77 | 75 | ||||||||
оператор котельной | 16 | 3 | 4 | 4 | 2 | |||||
оператор машинного доения | 19 | 3 | 5 | |||||||
оператор станков с программным управлением | 23 | 15 | 1 | |||||||
официант | 26 | 21 | 1 | 2 | 2 | |||||
плотник | 65 | 41 | 7 | 2 | 4 | 2 | ||||
повар, пекарь | 29 | 19 | 2 | 1 | ||||||
подсобный рабочий | 390 | 165 | 6 | 8 | 3 | 6 | ||||
продавец продовольственных и непродовольственных товаров | 142 | 76 | 8 | 10 | 7 | 4 | 4 | |||
рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий | 47 | 27 | 2 | 3 | 1 | 3 | 8 | |||
санитарка (мойщица) | 106 | 77 | 8 | 9 | 2 | 3 | 4 | |||
слесарь - ремонтник | 91 | 71 | 4 | 3 | 3 | |||||
слесарь - сантехник | 99 | 79 | 11 | 4 | 1 | |||||
слесарь - электрик по ремонту эл. оборудования | 38 | 25 | 10 | 3 | ||||||
слесарь по ремонту автомобилей | 40 | 34 | 3 | 1 | ||||||
слесарь по ремонту оборудования (котельных, тепловых сетей, топливоподачи и т.д.) | 45 | 6 | 2 | 10 | ||||||
столяр | 23 | 17 | 3 | 2 | ||||||
токарь | 83 | 50 | 10 | 4 | 6 | 2 | 2 | |||
тракторист | 62 | 34 | 1 | 15 | 2 | 1 | ||||
тракторист-машинист сельскохозяйственного производства | 47 | 7 | 5 | 4 | ||||||
уборщик (производственных и служебных помещений, мусоропровода и т.д.) | 148 | 105 | 7 | 6 | 10 | 5 | ||||
укладчик - упаковщик | 91 | 61 | 5 | |||||||
швея | 95 | 80 | 4 | |||||||
электрогазосварщик | 299 | 245 | 16 | 6 | 6 | 7 | ||||
электромонтер (контактной сети, по ремонту и обслуживанию электрооборуд. и др.) | 197 | 133 | 26 | 11 | 5 | 3 | ||||
Специальности - всего: | 1094 | 627 | 60 | 27 | 44 | 30 | 47 | |||
из них наиболее востребованные на рынке труда: | ||||||||||
агент страховой | 63 | 13 | 10 | 3 | ||||||
воспитатель детского сада (яслей - сада) | 40 | 38 | 1 | |||||||
врач (терапевт, педиатр, инфекционист и др.) | 172 | 88 | 20 | 8 | 2 | 3 | ||||
делопроизводитель | 28 | |||||||||
инженер (конструктор, проектировщик, технолог, электроник и т.д.) | 127 | 74 | 12 | 2 | 7 | 10 | 5 | |||
мастер производственного обучения | 17 | 13 | 3 | 1 | ||||||
медицинская сестра | 76 | 58 | 4 | 4 | 3 | 1 | ||||
охранник | 56 | 45 | 4 | 2 | ||||||
фармацевт | 24 | 16 | 3 | 3 |
Значительно повысилась требовательность работодателей к образовательному уровню, квалификации и профессиональной подготовке рабочих и специалистов, к их опыту работы. Также многие руководители организаций предъявляют требования к половозрастным характеристикам претендентов (отдают предпочтение молодежи до 30 лет, мужчинам).
Финансовые затраты на мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке населения в целом по Липецкой области за 2005 год составили 114,42 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 101,8 млн. руб. В 2006 г. планируется израсходовать на эти цели 156,7 млн. руб., в т.ч. из федерального бюджета 151,9 млн. руб.
Ежегодно органы службы занятости обучали 3,5-4,0 тыс. безработных граждан по 50-80 профессиям. Однако, из-за резкого снижения объемов финансирования профессионального обучения безработных граждан из средств федерального бюджета в 2005 году на профобучение было направлено 2339 человек по 50 профессиям. Планировалось ежегодно (включая 2006 год) направлять на профессиональное обучение не менее 3,8 тыс. безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда, при условии выделения на эти цели из федерального бюджета средств в размере:
2006 год - 14,4 млн. рублей;
2007 год - 15, млн. рублей;
2008 год - 16,4 млн. рублей и т.д.
В соответствии с доведенной на 2006 год сметой расходов управлению федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области на организацию профессионального обучения безработных граждан из средств федерального бюджета выделены лимиты в размере 9,9 млн. рублей. С учетом затрат на обучение переходного с 2005 года контингента (481 чел.) этих средств хватит для направления на обучение 2500 человек.
При организации профессионального обучения безработных граждан в 2006-2010 г.г. численность безработных, которые будут направляться на профобучение будет корректироваться с учетом изменения ситуации на рынке труда, условий и объемов финансирования.
В области предпринимаются определенные меры и будет продолжена работа по привлечению в область избыточных трудовых ресурсов из соседних областей. Сведения о вакансиях, не заполняемых продолжительное время, направляются для формирования общероссийского банка вакансий.
Вывод: Липецкая область динамично развивается. Темпы социально-экономического развития по ряду показателей опережают среднероссийские значения. В среднесрочной перспективе они значительно возрастут в связи с началом производственной деятельности в особой экономической зоне промышленно-производственного типа «Липецк», созданием особых экономических зон регионального уровня, реализацией приоритетных национальных проектов, а также целого ряда крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Все это потребует привлечения значительного количества трудовых ресурсов.
Вместе с тем в социально-экономическом развитии области можно выделить пять групп основных проблем, сдерживающих дальнейшее социально-экономическое развитие: экономические структурные, социальные, экологические, инфраструктурные и проблемы, связанные с недостаточной эффективностью управления региональным развитием.
В числе экономических структурных проблем главная - моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т.ч. для социальной сферы при изменении экономических условий. На их решение направлено создание особых экономических зон федерального и регионального уровня, реализация крупных инвестиционных проектов в различных отраслях экономики.
Следующий блок проблем связан с неэффективной пространственной организацией, снижением конкурентоспособности и экономического потенциала территорий. Усугубляется территориальная асимметрия социально-экономического развития, прослеживается более четко монофункциональный характер экономики большинства муниципальных образований. В территориях с сельскохозяйственным укладом экономики дополнительным резервом являются неиспользуемые пахотные земли.
Развитие области сталкивается с целым комплексом социальных проблем, в числе которых ухудшение демографической ситуации.
Несмотря на наметившиеся в последние годы положительные тенденции в демографическом развитии области, последствия существенного сокращения численности населения могут быть крайне негативными и в перспективе затруднят социально-экономическое развитие региона.
Текущая ситуация свидетельствует о недостатке рабочих высокой квалификации по определенным профессиям: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля; в строительстве - каменщик, крановщик, машинист строительной техники и др. Кроме того не полностью обеспечены врачебными кадрами муниципальные учреждения здравоохранения.
Потребность регионального рынка труда: 75% - рабочие профессии, 17% -специалисты со средним образованием, 8% - специалисты с высшим образованием.
Миграционные процессы не оказывают существенного влияния на изменение ситуации на рынке труда.
Таким образом, существует реальная необходимость в привлечении дополнительной рабочей силы путем добровольного переселения в область соотечественников, проживающих за рубежом. Существующая социальная инфраструктура области способна обеспечить им достойные условия проживания.