Региональное развитие должно основываться на согласовании всех многообразных, переплетающихся экономических интересов - региональных, отечественных и иностранных.
Основа любого, и особенно международного, сотрудничества - взаимная выгода. Следовательно, применительно к перспективному развитию региона нужно продвигать и реализовывать проекты, выгодные области, соседним регионам, России в целом и западным партнерам, обеспечить стабильную и благоприятную для бизнеса (инвесторов) экономическую и социальную среду, в которой будут формироваться и реализовываться долгосрочные проекты. Это позволит создать необходимый спектр заинтересованностей (движущих сил) и привлечь в экономику и социальную сферу области финансовые средства из различных источников.
Для Российской Федерации экономическое значение области в долгосрочной перспективе состоит, в первую очередь, в использовании выгод ее географического положения и имеющегося потенциала в социально-экономическом развитии. Поэтому на уровне региона будет реализован ряд проектов, нацеленных на удовлетворение именно общероссийских и межрегиональных интересов. Это такие проекты, как строительство в регионе складов и соответствующей организации международной логистики (центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, поступающей с заводов АО "Индезит Интернэшнл" и компании "Мерлони", склад для хранения продукции группы предприятий фармакологического профиля по производству антибиотиков и растительных лекарств в Тербунском районе), производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции (строительство 16 новых свиноводческих комплексов в 12 районах области, 4 современных тепличных комплекса на площади 200 га в 4 районах области), развитие туризма, развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Липецк" с комплексом экспортно ориентированных предприятий инновационного территориального кластера машиностроения и металлообработки "Долина машиностроения", включенного Минэкономразвития в перечень участников приоритетного проекта "Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня".
(в ред. Закона Липецкой области от 29.10.2018 N 213-ОЗ)
Межрегиональное сотрудничество осуществляется на основании 38 Соглашений с исполнительной властью субъектов РФ, а также Правительством г. Москвы и Наурским регионом Чеченской Республики.
Для иностранных инвесторов Липецкая область представляет интерес не столько в плане организации крупных экспортно-ориентированных производств, сколько как удобно расположенный регион со сравнительно развитой инфраструктурой, позволяющей получить доступ на обширный российский рынок. Иностранных инвесторов на территорию области привлекает наличие инженерно обустроенных площадок для размещения различных производств, трудовых ресурсов, законодательства, предусматривающего экономические стимулы при осуществлении инвестиционной деятельности.
Развитие международных связей области осуществляется в рамках 17 соглашений и протоколов с регионами и организациями иностранных государств.
Особенно тесные контакты сложились с Италией, Республикой Беларусь. Участники внешнеэкономической деятельности имеют торговых партнеров более чем в 90 странах мира.
Региональные интересы также разнообразны. Область заинтересована в экологической безопасности и социальной стабильности, в скорейшей перестройке экономики, в приведении ее в соответствие с новыми экономическими и социальными реалиями, в выходе как на российский, так и зарубежный рынки. Многие прежние крупные и средние производства, утратившие свой потенциал, уже невозможно реанимировать. Другие не могут полностью восстановить прежние объемы традиционного производства. Поэтому наряду с систематической работой по привлечению российских и зарубежных инвестиций в традиционно ведущие отрасли региона необходимо стремиться к созданию новых индустриальных объектов и развитию новых отраслей специализации экономики - производство бытовой техники, туризма, сферы услуг - с учетом возможностей области и экономической интеграции с соседними регионами.
Международное и межрегиональное сотрудничество не ограничиваются рамками только торгово-экономических и инвестиционных интересов региона, расширением участия в международной экономической интеграции и международном разделении труда. Это и развитие культурных, гуманитарных связей, сотрудничество в сфере образования, здравоохранения и т.д.
Все группы интересов, учитываемых Стратегией социально-экономического развития области на период до 2024 года, рассматриваются в комплексе, обеспечивая их баланс. Стратегия, основанная на сочетании интересов, позволит опираться не только на создание новых производств или только на восстановление имеющегося потенциала, а сочетать оба эти подхода. Она даст возможность различным предприятиям ориентироваться на различные рынки - региональный, российский, зарубежный. В условиях реализации Стратегии следует ожидать большей свободы перетекания капитала и, соответственно, более интенсивного притока инвестиций - как отечественных, так и зарубежных - и реализации активного сценария регионального развития.
(в ред. Закона Липецкой области от 29.10.2018 N 213-ОЗ)
В качестве механизмов обеспечения сочетания (баланса) интересов рассматриваются:
- совершенствование федерального и регионального законодательства с учетом усиления роли области в международном сотрудничестве Российской Федерации путем создания в области особой экономической зоны промышленно-производственного типа и особых экономических зон регионального уровня;