ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2006 года N 10
Об итогах социально-экономического развития области и исполнении бюджета области
и областного бюджета за 2005 год, задачах на 2006 год
и мерах по реализации приоритетных национальных проектов
Анализируя итоги прошедшего года, следует отметить, что в результате целенаправленно формируемой региональной политики, большинство отраслей экономики развивалось динамично, сохраняя устойчивые темпы роста. Решались крупномасштабные социальные задачи.
Среднедушевые денежные доходы населения за 2005 год выросли на 25%, реальные располагаемые - на 10%, пенсии - на 26%. Заработная плата в среднем по области составила 6963 руб. и увеличилась на 26%, в том числе в образовании - на 37%, здравоохранении - на 35%.
Задолженность по выплате заработной платы снизилась почти на 40% и составляет 22,7 млн. руб.
На социальную защиту населения, включая содержание учреждений, из областного бюджета направлено 2,3 млрд. руб. с ростом в 1,9 раза.
В полном объеме обеспечена реализация мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. На социальную поддержку льготных категорий граждан по расходным обязательствам области направлено 1,2 млрд. руб., из них 45% денежными выплатами.
Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета области в 2005 году увеличился в 1,3 раза, сумма адресной помощи составила 100 млн. руб.
На реализацию около 100 государственных целевых программ из областного бюджета направлено 5,3 млрд. руб., из федерального - 274 млн. руб., в целом с ростом в 2,2 раза.
В области сохранены наметившиеся положительные тенденции в демографической ситуации: рождаемость на 1 тыс. населения составила 9,4 чел. с ростом 102%, на 6% сократилась естественная убыль населения, средняя продолжительность жизни увеличилась за пять последних лет на 2 года и составила 67 лет.
Среднедушевое финансирование здравоохранения увеличилось на 28% и составило 3937 руб. в расчете на одного жителя.
На содержание учреждений образования из бюджета области направлено около 5,5 млрд. руб. с ростом в 1,5 раза, 22% в общих расходах бюджета.
Практически все первоочередные расходы бюджета профинансированы в полном объеме. В пределах плановых назначений оказана финансовая помощь бюджетам районов и городов.
В области отсутствует задолженность по оплате труда работников бюджетной сферы. Кредиторская задолженность бюджета за полученные товары и оказанные услуги снизилась на 29,8 млн. руб.
Рост физических объемов промышленного производства составил 102,4%, продукции сельского хозяйства - 108%, в т.ч. в сельхозпредприятиях - 118%. Объем производства зерна достиг 2 млн. т и на 28% превысил уровень 2004 года. Надой на корову составил 3,5 тыс. кг и увеличился на 6%. Производство мяса птицы возросло на 32%.
Внешнеторговый оборот составил 3,3 млрд. долл. США, экспорт превысил импорт в 5 раз.
Объем инвестиций достиг 31 млрд. руб. с ростом 102%.
Особое внимание уделялось вопросу обеспечения граждан доступным жильем. В 2005 году сдано в эксплуатацию 509 тыс. кв. м общей площади жилых домов или 121% к уровню 2004 года. Расходы областного бюджета на предоставление льгот при приобретении жилья составили более 300 млн. руб.
Потребительский рынок области характеризуется как относительно стабильный с устойчивыми темпами роста розничной торговли - 113%, общественного питания - 106%.
Расходы бюджета области на финансирование деятельности жилищно-коммунального комплекса составили около 4,6 млрд. руб. и в 2 раза превысили уровень 2004 года. Построено и отремонтировано 100 км водопроводных сетей, 64 водонапорные башни и 65 скважин.
Активно проводились мероприятия по благоустройству территорий. На эти цели было направлено за счет всех источников финансирования 1,8 млрд. руб., в том числе из бюджета области - свыше 1,5 млрд. руб., рост 134%.
Динамично развивался малый бизнес. В бюджет области от малого бизнеса поступило 1,3 млрд. руб., что на 36% выше уровня прошлого года.
Однако анализ социально-экономической ситуации позволяет сделать вывод о том, что, наряду с положительными результатами, в регионе существует немало проблем.
Смертность по-прежнему почти в 2 раза превышает рождаемость.
Население продолжает страдать от хронических заболеваний, уровень которых остается достаточно высоким.
Среднедушевой доход почти каждого пятого жителя области ниже величины прожиточного минимума.
Нельзя назвать устойчивым финансовое положение области.
От всех предприятий получено 60 млрд. руб. прибыли, что на 17 млрд. руб. или на 22% меньше, чем в 2004 году.
Консолидированный бюджет области по доходам за 2005 год исполнен в сумме 21,9 млрд. руб. или на 96,4% к плану. Недополучено 818 млн. руб. по налогу на прибыль и земельному налогу. Произошло сокращение доходов бюджета области к уровню предыдущего года на 840 млн. руб.
В доходы областного бюджета зачислено 15,4 млрд. руб. или 94% к плану года.
Не выполнены планы поступлений доходов бюджетов 10 муниципальных районов: Воловского, Грязинского, Данковского, Добринского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Тербунского, Усманского, Чаплыгинского и собственного областного бюджета.
Бюджет области по расходам за 2005 год исполнен на 97,5%, областной бюджет - на 99,2% к годовому плану.
В промышленности объемы производства снижены по многим видам экономической деятельности. Более трети всех промышленных предприятий - убыточные, еще треть - низкорентабельные.
Не все проблемы решены в сельском хозяйстве. Производство молока снижено на 6%, продолжается сокращение поголовья крупного рогатого скота.
В целях решения имеющихся проблем и выполнения стоящих перед областью задач по дальнейшему повышению уровня и качества жизни населения, администрация области
постановляет:
1. Утвердить План первоочередных мероприятий на 2006 год по реализации Программы социально-экономического развития Липецкой области на 2005 год и на период до 2008 года согласно приложению N 1.
2. Заместителям главы администрации области, руководителям структурных подразделений администрации области обеспечить качественное и своевременное исполнение указанных мероприятий.
3. Отметить особую значимость работы над приоритетными национальными проектами, обозначенными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, максимально консолидировать усилия всех структурных подразделений администрации области, заинтересованных ведомств по эффективному решению жизненно важных для людей проблем в образовании, здравоохранении, жилищной сфере, аграрном секторе экономики.
4. В целях успешной реализации приоритетных национальных проектов поручить:
4.1. Заместителю главы администрации области Божко Ю.Н., Главному управлению строительства и архитектуры (Тучков В.В.):
- в срок до 01.05.2006 года внести конкретные предложения по модернизации сектора жилищного строительства, принятию дополнительных мер по улучшению работы этой отрасли экономики;
- в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" обеспечить в 2006 году строительство и ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования в объеме не менее 600 тыс. кв. метров;
- обеспечить, начиная с 2006 года, ежегодный 20% прирост строительства индивидуального жилья коттеджного типа;
- совместно с ОАО "Липецкая ипотечная корпорация" (Зайцев А.В.) и ОГУП "Свой дом" (Щербаков В.М.) обеспечить в 2006 году предоставление жителям области не менее 2000 квартир в рамках областной Программы ипотечного жилищного кредитования;
- в первом полугодии 2006 года доработать и внести на рассмотрение областного Совета депутатов проект областной комплексной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы";
- принять меры по ускорению разработки проектной документации жилого района "Романово" на территории Липецкого района;
- в срок до 01.05.2006 года внести предложения по обеспечению градостроительной документацией о территориальном планировании Тербунского и Грязинского районов;
- до 01.07.2006 года внести предложения о мероприятиях по преобразованию территорий садоводческих товариществ в районы городской малоэтажной усадебной застройки.
4.2. Заместителям главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., Божко Ю.Н., комитету по управлению государственным имуществом Липецкой области (Колобаев В.Ф.):
- в срок до 01.05.2006 года внести предложения по коренному улучшению положения дел в области земельных отношений, градостроительной политики, коммунального хозяйства;
- совместно с правовым управлением (Пивовар Г.А.) обеспечить нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с правом собственности на объекты инженерного обустройства земельных участков жилищной застройки, построенные за счет бюджетных средств, оптимизации на этой основе стоимости жилья для потенциальных покупателей.
4.3. Заместителям главы администрации области Кураковой Л.В., Лебедеву Н.В., департаменту образования и науки (Таран Ю.Н.), управлению здравоохранения (Мурузов В.Х.):
- обеспечить реализацию мер по повышению качества работы учреждений здравоохранения и образования;
- совместно с муниципальными органами власти организовать своевременные финансовые выплаты врачам, среднему медицинскому персоналу, учителям;
- обеспечить координацию работы в вопросах закупки, установки оборудования и строительства новых объектов, определить объем необходимых дополнительных и дорогостоящих медицинских и образовательных услуг.
4.4. Заместителю главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., Главному управлению сельского хозяйства (Кузнецов М.Н.), комитету пищевой и перерабатывающей промышленности (Яицкий П.А.):
- принять необходимые меры по обеспечению реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в вопросах ускоренного развития животноводства и стимулирования развития малых форм хозяйствования;
- совместно с органами местного самоуправления обеспечить в рамках выполнения мероприятий целевой Программы "Сельское подворье Липецкой области на 2006-2008 годы" увеличение закупок сельхозпродукции в хозяйствах населения;
- осуществить комплекс мер, направленных на ликвидацию убыточности отдельных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
5. Заместителю главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., Главному управлению сельского хозяйства, управлению продовольственных ресурсов (Травин Г.Н.) принять комплекс необходимых мер, направленных на обеспечение погашения задолженности по товарному кредиту сельхозтоваропроизводителями области и погашение кредиторской задолженности поставщикам товарно-материальных ресурсов.
6. Первому заместителю главы администрации области Горлову П.Т., управлению организационно-контрольной и кадровой работы (Яцухин Ю.И.):
6.1. Обеспечить работу Совета при администрации области по реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных программ, направленных на существенное повышение качества жизни граждан. Осуществлять комплексный анализ, контроль и мониторинг проводимых мероприятий.
6.2. В целях дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы Липецкой области, касающейся государственной гражданской и муниципальной службы, разработать в I квартале 2006 года областную программу "Реформирование государственной службы, подготовка и переподготовка государственных и муниципальных служащих Липецкой области на период 2006-2010 г.г.".
6.3. Продолжить работу по организационному, правовому и иному содействию органам местного самоуправления области в реализации Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
6.4. Обеспечить проведение в марте текущего года съезда муниципальных образований Липецкой области.
7. Департаменту топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Глебов В.М.):
7.1. Усилить разъяснительную работу с населением через средства массовой информации о положениях Жилищного Кодекса Российской Федерации.
7.2. Совместно с управлениями автомобильных дорог (Грибакин Н.Г.) и финансов (Щеглеватых В.М.) продолжить проверку объемов работ по благоустройству территорий, выполненных за счет средств, привлеченных в 2005 году на благотворительной основе от юридических и физических лиц и средств, направленных из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на паритетной основе.
7.3. Совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации области в срок до 01.03.2006 года подготовить предложения о приведении областной Программы «Оказание государственной поддержки городам и районам Липецкой области на благоустройство территорий на 2004-2006 годы» в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и внесении изменений в механизм финансирования мероприятий по благоустройству за счет средств областного бюджета путем предоставления государственной поддержки в размере 1400 рублей на одного человека при условии привлечения органами местного самоуправления соответствующих территорий средств хозяйствующих субъектов на благотворительной основе в размере не менее 600 руб. на одного жителя.
8. Региональной энергетической комиссии Липецкой области (Чунихин В.И.) совместно с Департаментом топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства:
8.1. Ежегодно формировать пообъектный, в разрезе территорий, перечень работ в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве за счёт всех источников финансирования, в том числе за счёт средств энергоснабжающих предприятий.
8.2. Проводить обязательную экспертизу технико-экономических обоснований строительства и реконструкции объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, финансируемых за счёт средств областного бюджета.
9. Заместителю главы администрации области Божко Ю.Н., департаменту топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства совместно с органами местного самоуправления подготовить предложения по обеспечению сельских поселений малогабаритной снегоочистительной техникой.
10. Управлению промышленности (Гольцов А.В.):
10.1. Совместно с управлением инвестиций и международных связей (Подгорный В.М.) принять необходимые меры для привлечения потенциальных резидентов в целях создания высокоэффективных производств на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Казинка".
10.2. Проанализировать причины снижения объемов выпуска продукции в производстве машин и оборудования, химическом, текстильном и швейном производствах и в срок до 01.03.2006 года подготовить предложения по ликвидации допущенного отставания и повышению эффективности работы в этих отраслях.
10.3. Совместно с комитетами: пищевой и перерабатывающей промышленности, по развитию малого бизнеса (Григоркина Т.В.), управлением инвестиций и международных связей обеспечить ежеквартальное проведение семинаров для специалистов промышленных предприятий области в рамках подготовки к работе в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.
10.4. Оказывать содействие предприятиям промышленности в привлечении их к участию в выставочно-ярмарочной деятельности и бирже субконтрактов.