Необходимость разработки областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006-2009 годы» вызвана тем, что современная ситуация характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и потребления наркотиков на территории области, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности.
Остается злободневной проблема вовлечения населения области, особенно подростков и молодежи, в потребление наркотических средств и психотропных веществ. Не снижается уровень наркопреступности.
В 1 полугодии 2005 года количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 22,7% (с 225 до 276), в том числе с их сбытом - на 32,9% (со 146 до 194). В состоянии наркотического опьянения совершено 14 преступлений.
На учете в Липецком областном наркологическом диспансере (ЛОНД) с диагнозом «наркомания» состоит 1098 человек. Однако официальная статистика не в полной мере отражает действительную картину в области. Исходя из прогноза Минздрава России, реальное количество наркопотребителей в регионах, в среднем, в 8-10 раз больше. Данные анонимного анкетирования учащихся образовательных учреждений области, полученные в 2004 году, позволяют констатировать, что каждый 6-й школьник и 5-й учащийся профессиональных училищ (ПУ) пробовали наркотические и психоактивные вещества, а каждые 10-й школьник и 7-й учащийся ПУ систематически их употребляют. На официальном же учете в ЛОНД состоит только 16 подростков. Возраст наркоманов имеет тенденцию к омоложению. Указанные данные свидетельствуют о том, что по-прежнему в области достаточно широко распространена так называемая «скрытая» наркомания. Это подтверждается как официальной статистикой органов здравоохранения, так и результатами оперативно-профилактических мероприятий, проведённых правоохранительными органами. Задержанные в ходе них лица, допускающие немедицинское употребление наркотиков, в подавляющем большинстве не состояли на учёте в ЛОНД. Это явление обусловлено как объективными, так и субъективными факторами.
К первым можно отнести несовершенство экспертных и диагностических методик по выявлению фактов употребления наркотиков каннабисной группы (марихуана, гашиш, гашишное масло), которые наиболее распространены среди подростков и молодёжи, фактической невозможностью определения состояния наркотического опьянения по внешним признакам.
Субъективная сторона «скрытой» наркомании представлена фактором закрытости групп, состоящих из этой категории лиц, их нежеланием обращаться за медицинской и психологической помощью в сложных жизненных ситуациях, бесконтрольностью со стороны взрослых. К этим факторам можно также отнести отсутствие должного информационного обмена между педагогами, родителями учащихся и соответствующими заинтересованными органами но ставшим им известным фактам немедицинского употребления наркотиков в подотчетных коллективах и детьми. Родители также неохотно контактируют с ЛОНД из-за боязни перед последствиями, которые может повлечь за собой постановка на наркологический учёт.
Вместе с тем имеющаяся информация свидетельствует о том, что курение марихуаны, драпа, гашиша, плана достаточно широко распространено среди подростков и молодёжи. Как правило, оно происходит в маленьких группах на корпоративных вечеринках, в ночных игровых и танцевальных клубах, дворах.
В такой ситуации возрастает значимость установок и задач, решаемых путём использования программных методов.
Ход реализации в Липецкой области областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы» показал, что она является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на областном уровне. Вместе с тем растягивать ее реализацию на длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В связи с этим Программа рассчитана на четырёхгодичный период.
Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий (приложение к программе), направленных на обеспечение системного подхода к осуществлению противодействия распространению наркомании, развития межведомственного взаимодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, совершенствования форм и методов профилактики наркомании, активизации антинаркотической пропаганды и антинаркотического просвещения, повышения эффективности деятельности наркологической службы области.
В Программу включены нереализованные мероприятия предыдущей программы, учтены ресурсные ограничения.
Выполнение мероприятий Программы требует концентрации усилий органов исполнительной власти, как на областном, так и местном уровнях, привлечения к участию в ее реализации общественных и религиозных организаций и объединений.
В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода на областном уровне. Предполагается, что мероприятия ведомственного и местного уровней будут включены в соответствующие ведомственные программы (планы) и муниципальные целевые комплексные антинаркотичсскис программы с соответствующим ресурсным обеспечением.