В последние годы произошел подъем экономики Липецкой области, годовой рост внутреннего областного продукта превысил среднероссийский уровень. На этом фоне очевидно отставание развития жилищно-коммунального комплекса Липецкой области, что определяет необходимость принятия и реализации ресурснообеспеченной Программы модернизации этого сектора экономики.
Признаком кризисного состояния коммунальной инфраструктуры является значительное снижение надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Количество аварийных ситуаций и повреждений превышает 1,5 аварии на один километр сетей при максимально допустимых 0,1-0,2. Более половины аварий и повреждений водопроводных и тепловых сетей происходит по причине их ветхости: износ сетей составляет 65%. Ущерб, наносимый авариями, значительно превышает затраты на плановую замену основных фондов и предотвращение аварий. При этом планово-предупредительный ремонт практически уступил место аварийно-восстановительным работам.
Потери и утечки воды и тепловой энергии, значительно превышающие допустимый уровень, на предприятиях не контролируются, их снижение не стимулируется. Величина потерь или списываемых на них объемов реализации продолжает нарастать, составляя в водоснабжении не менее 25%, в теплоснабжении - 30%.
Предприятия ЖКХ не имеют ощутимых стимулов оптимизации затрат, повышения ресурсной эффективности. В результате затраты электроэнергии на производство и транспортировку 1 м(3) воды и сточной жидкости на 15-25% выше рационального уровня; на 10-15% завышен расход топлива на выработку 1 Гкал тепла; до 2,7 раза превышена рациональная численность персонала в расчете на 1000 обслуживаемых жителей.
Интересы населения и бюджетов нарушаются посредством предъявления к оплате фактически не потребленных объемов воды, тепла и других материальных носителей услуги через завышенные нормативы потребления.
Удельное нормативное водопотребление в большинстве муниципальных образований на 30-50% превышают рациональный уровень. Норматив потребления горячей воды и тепловой энергии на ее подогрев завышен в среднем на 10%. Низкий уровень платежей и расчеты по нормативам не обеспечивают ценовой чувствительности к нерациональному водопотреблению, не стимулируют население к установке приборов учета.
Низкий уровень внешних и внутренних инвестиций (инвестиционный потенциал тарифа не более 8%) не обеспечивает своевременного выполнения капитального ремонта основных фондов организаций жилищно-коммунального хозяйства и приводит к дальнейшему снижению надежности работы коммунальных систем. В результате нарастает не только количество аварий и повреждений на один километр сетей, что является негативным социальным фактором, но и затраты на восстановление основных фондов.
Для выхода отрасли из кризисного состояния требуется замена до 8% сетей в год вместо фактически заменяемых 2-3%, как правило, в аварийном режиме, что значительно дороже и хуже по качеству. Указанный объем замены сетей не может быть обеспечен за счет бюджетных средств и собственных ресурсов организаций жилищно-коммунального хозяйства (при сложившейся структуре состава затрат), необходимо привлечение внутренних и внешних инвестиций, в том числе кредитных ресурсов, с последующим их возвратом за счет инвестиционной составляющей в тарифах.
Кроме того, привлечение кредитных ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство требует решения ряда проблем, связанных с повышением привлекательности этой сферы для финансовых институтов и инвесторов. Для этого необходимо совершенствование тарифной политики в части доведения инвестиционной составляющей в тарифах (амортизации, ремонтного фонда, направляемого на замену изношенных фондов, прибыли на капитализацию) не менее чем до 25 -30%.
Жилищный фонд области составляет 26,6 млн. м(2) общей полезной площади, из которых 12,5 млн. м(2) находится на обслуживании муниципальных предприятий. Физический износ жилищного фонда составляет 45,5%. На обслуживании муниципалитетов находится 136,1 тыс. м(2) ветхого и аварийного жилья с количеством проживающих 8 тыс. человек.
Из-за систематического ежегодного недоремонта жилищного фонда количество ветхого и аварийного жилья из года в год увеличивается. Для обеспечения бесперебойной эксплуатации жилищного фонда и нормального проживания жителей области необходимо ежегодно комплексно ремонтировать 4% жилья в год. Из-за недостатка средств в основном производится выборочный ремонт взамен комплексного. При нормативной потребности в средствах на проведение комплексного капитального ремонта в 2004 году в сумме 670 млн. руб. фактически выполнено работ на сумму 216,0 млн. руб. что составляет 32%.
В муниципальных образованиях области практически не проводится реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства, комфортности жилища, его теплозащиты, а также решения других проблем, направленных на улучшение потребительских качеств жилищного фонда.
Требует совершенствования система управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях области. Финансирование организаций жилищно-коммунального комплекса осуществляется по остаточному принципу без учета их реальных затрат. Как правило, в муниципальных образованиях отсутствует муниципальный заказ как форма развития конкурентной среды и управления жилищно-коммунальным обслуживанием. Имеющийся в ряде муниципальных образований области муниципальный заказ отражает лишь выделение из местных бюджетов средств на текущую деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства и развитие жилищно-коммунального комплекса без установления соответствующих требований к качеству обслуживания. В действующих договорах, как правило, недостаточно четко определены роль и ответственность хозяйствующих субъектов и органов управления и отражена организация взимания платежей, права и обязанности сторон.
Существующая система тарифного регулирования сформирована без учета заинтересованности потребителей в качестве предоставляемых услуг и оценки их платежеспособности, вследствие чего искусственно занижаются тарифы, что создает реальную угрозу нарушения работы систем жизнеобеспечения населения.
Серьезным недостатком существующей тарифной политики является то, что она делает практически невозможным привлечение частных инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры муниципальных образований области, в то время как большинство инвестиционных проектов в этой сфере являются коммерчески выгодными.
Одной из причин тяжелого финансового состояния организаций жилищно-коммунального хозяйства является накопление кредиторской задолженности, что стало следствием задолженности потребителей и бюджетов всех уровней, а также возникновение убытков у организаций жилищно-коммунального хозяйства. Существование кредиторской задолженности, сопоставимой с полугодовым объемом реализации услуг, дестабилизирует экономику отрасли и наряду с существующей тарифной политикой является одним из главных препятствий для привлечения в отрасль внутренних и внешних инвестиций.
Проблема технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства является в настоящее время одной из главных. Парк специальных автомобилей коммунального назначения катастрофически стареет. Более 40% коммунальной техники полностью амортизированы, значительно сократились объемы восстановления изношенных деталей, ощущается острый недостаток в запасных частях. Необеспеченность специальной техникой приводит к ухудшению качества оказываемых населению коммунальных услуг, санитарно-эпидемиологической обстановки на территории области.
Для технического оснащения и перевооружения организаций жилищно-коммунального хозяйства области требуются значительные финансовые ресурсы, которых отрасль не имеет. Низкие показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства не позволяют решать вопросы привлечения кредитных ресурсов.
В сложившейся ситуации решить проблему финансирования технического переоснащения организаций жилищно-коммунального хозяйства области без государственной поддержки практически невозможно.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКК), низкая надежность, нерациональное использование материальных и трудовых ресурсов в значительной мере обусловлены ориентацией на исключительно эксплуатационную деятельность, а также отсутствием предпринимательских стимулов, конкуренции и блокированием развития рыночных отношений в ЖКК, организацией финансирования «от факта».
Для оценки задач развития ЖКХ муниципальных образований области, оптимизации источников финансирования, повышения ресурсной эффективности, определения приоритетов инвестиционных проектов проведена классификация поселений области по ряду ключевых параметров: размеру поселения (численности населения), его экономическому потенциалу (объему промышленной продукции на душу населения); уровню удельной бюджетной обеспеченности; уровню благоустройства жилищного фонда:
I тип поселений представляет город Липецк, имеющий численность населения 504,4 тыс. человек, экономический потенциал (удельный объем промышленного производства) около 200 тыс. руб. на 1 человека в год и бюджетную обеспеченность ЖКХ 2,4 тыс. руб. на 1 человека в год (вдвое выше среднероссийской), что определяется развитием градообразующей базы города. Уровень комплексного благоустройства жилищного фонда в г. Липецке - 89%.
Собираемость платежей в г. Липецке составляет 95%. Инвестиционная составляющая в коммунальном тарифе не превышает 10%. Аварийность - до 1,0 аварии на 1 км сетей. При этом полнота учитываемых аварий вызывает сомнения. Замена сетей составляет 2-3 % от их общей протяженности при нормативной потребности 4-5% (без учета переизноса). Ветхий жилищный фонд составляет 0,1%.
Ко II типу поселений отнесены города с численностью населения от 10 до 50 тыс. человек (исключение составляет г. Елец, где проживает 115,5 тыс. человек).
Экономический потенциал - от 3 до 50 тыс. рублей на человека в год (исключение составляет г. Лебедянь с объемом промышленного производства 395 тыс. руб. на человека в год). Уровень бюджетной обеспеченности ЖКХ от 0,7 до 2,0 тыс. руб. на человека, уровень комплексного благоустройства жилищного фонда от 40 до 75%. К этим поселениям относятся города Елец, Грязи, Лебедянь, Данков, Задонск, Усмань, Чаплыгин.
Собираемость платежей от 84% до 90% (с учетом погашения задолженности потребителей за предыдущие периоды - 102%). В большинстве муниципальных образований количество аварий и повреждений систем жизнеобеспечения не учитывается. Однако по данным выборочных обследований аварийность можно оценить на уровне 1,5 аварий на 1 км сети. Ветхий жилищный фонд в поселениях 2 типа составляет от 0,4 до 1,6%.
К III типу поселений относятся сельские поселения. Эти поселения имеют низкий экономический потенциал - объем промышленного производства на 1 жителя меньше 3 тысяч рублей в год. Среднедушевой доход населения не превышает 1 тысячи рублей в год. Очевидно, необходимо учесть и доходы в сельскохозяйственном секторе и неучтенный «теневой» доход (составляющий в целом по области около 40%, но сконцентрированный, в основном, в городах I и II типов).
В поселениях III типа преобладает неблагоустроенный индивидуальный жилищный фонд, почти повсеместное отсутствие коммунальной инфраструктуры, ограниченные возможности ее развития из-за более низкого, чем в других типах поселений, уровня финансирования ЖКХ и платежеспособности потребителей.
Бюджетное финансирование ЖКХ, как правило, не выше 0,3-0,5 тыс. руб. на человека в год. Уровень комплексного благоустройства жилищного фонда не превышает 40%.