Тарифная политика является наиболее болезненно воспринимаемым населением ключевым звеном реформы ЖКХ, обеспечивая основу финансового оздоровления ЖКК, привлечение и возвратность кредитов и в итоге - надежное коммунальное обслуживание.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать реальной стоимости услуг, отражать доступность услуг для населения и качество предоставляемых услуг с финансовыми возможностями поселения,
Основными направлениями совершенствования
- ценообразования в рамках Программы являются:
- отражение в тарифе реальной стоимости услуги - объективно необходимых текущих расходов и инвестиционных затрат;
- обязательность при расчете тарифа реструктуризации себестоимости - снижения операционных затрат (основываясь на оценке их рациональности по нормативам-индикаторам) и увеличения инвестиционной составляющей тарифов (для решения задач развития);
- переход к двухкомпонентным (мультиставочным) тарифам для стимулирования ресурсосбережения, сокращения нерационального потребления услуг, стабильного финансирования замены изношенных фондов, обеспечения надежности услуг;
- формирование инвестиционной составляющей тарифа на основе объективной оценки необходимых масштабов и стоимости замены изношенных основных фондов, их модернизации и строительства новых коммунальных объектов, определения доли бюджетного финансирования;
- оптимизация тарифной политики с учетом реальной платежеспособности населения и бюджетов, возможности оплачивать услуги для предотвращения роста неплатежей, чрезмерного увеличения числа субсидируемых семей, а также нагрузки на бюджет для выплаты субсидий;
- корректировка себестоимости и прибыли на основе экспертизы обоснованности затрат на производство и предоставление услуг с применением нормативов-индикаторов.
Объективность определения плановых затрат может проверяться с использованием нормативов-индикаторов. В практике расчета тарифов применяются три группы таких индикаторов:
- ресурсной эффективности, позволяющие оценить эффективность трудовых ресурсов (численность работающих на 1000 обслуживаемых жителей, удельный расход топлива на выработку тепловой энергии, удельный расход электроэнергии и др.);
- объективных условий работы предприятия (климатических и градостроительных, в том числе плотность населения, бюджетную обеспеченность на 1 жителя и т.д.) и состояния объектов коммунальной инфраструктуры (аварийность, фондовооруженность, рациональный уровень централизации обслуживания);
- социальных результатов деятельности предприятия (качество материального носителя услуги (воды, теплоты и др.), допустимая надежность - снижение аварийности, обеспечение бесперебойного предоставления услуг), а также социальных ограничений уровня платежей, исходя из рациональной структуры потребительского бюджета.
В таблице 3 приведена оценка возможных резервов снижения затрат, с учетом которых может проводиться реструктуризация себестоимости и увеличение доли и объемов инвестиционных затрат.