Структура долгов предприятий ЖКК
Кредиторская задолженность предприятий ЖКК -1,2 млрд. руб. | Дебиторская задолженность предприятий ЖКК -1,1 млрд. руб. | Убытки жилищно-коммунальных предприятий -18,7 млн. руб. | |||
Долги предприятий ЖКХ поставщикам ресурсов -32% | Долги бюджетов всех уровней - 18% | Бюджетное недофинансирование - 39% | |||
Долги бюджету по налогам и сборам - 16 % | Долги населения - 21%, в том числе - 8% просроченные, | Несбалансированность тарифной политики - 35 % | |||
Долги предприятий ЖКК за услуги другим предприятиям и друг другу - 52 % | Долги предприятий ЖКХ ДРУГ другу - 33% | Неэффективная деятельность предприятий - 26% | |||
Долги промышленных и прочих потребителей - 22 % |
Для подготовки и проведения мер по ликвидации кредиторской и дебиторской задолженностей прошлых лет необходимо:
- провести на каждом предприятии ЖКХ уточняющую инвентаризацию накопленной дебиторской и кредиторской задолженности, выявить конкретные суммы текущей, просроченной и безнадежной задолженности по всем контрагентам предприятий. По итогам уточняющей инвентаризации необходимо составить акты сверки, провести переговоры с кредиторами, согласовать графики погашения задолженности. В бюджетах необходимо предусматривать покрытие накопленных безнадежных долгов населения, долгов самого бюджета и бюджетофинансируемых организаций. При составлении плана реструктуризации задолженности следует также предусмотреть взаимное погашение внутриотраслевых долгов, то есть долгов предприятий ЖКХ друг другу, а также задолженности предприятий ЖКХ бюджетам, а бюджетов - предприятиям ЖКХ. Требуется тщательный анализ для выявления повторного счета задолженности между предприятиями ЖКХ;
- определить источники погашения долговых обязательств предприятий:
- признать долги бюджета и бюджетофинансируемых организаций, составить график их погашения;
- оценить безнадежную задолженность населения, проанализировать возможность ее снижения путем повышения собираемости платежей до 97-98%.
Для предотвращения накопления кредиторской задолженности, стабильного финансирования жилищно-коммунальной сферы требуется реализовать следующие меры:
- перейти к индикативному планированию минимально допустимого финансирования (в том числе бюджетного) ЖКХ муниципальных образований области при установленном регламенте работ и надежности услуг;
- контролировать включение в сметы расходов бюджетофинансируемых организаций затрат на оплату коммунальных услуг и выполнение этих бюджетных обязательств;
- рассчитывать реальную стоимость жилищно-коммунальных услуг, сбалансированную с требуемым качеством и инвестициями, а также платежеспособностью потребителей и возможностями бюджета;
- оперативно сформировать систему персонифицированных счетов, своевременно начислять льготы и субсидии, предотвращая неплатежи малообеспеченными семьями, информировать население об условиях субсидирования;
- создать базы данных и информационную систему, обеспечивающую анализ и учет неплательщиков и малообеспеченных семей, не пользующихся субсидиями, реализовать механизм персонифицированных социальных счетов;
- стимулировать ресурсосбережение, сокращение нерационального потребления и введение приборного учета объема услуг путем перехода к системе двухкомпонентных тарифов с выделением абонентской платы, отражающей условно постоянные затраты на обеспечение надежности обслуживания, а также платы за фактически потребленные ресурсы (воду, тепло);
- обеспечить реальную возможность оплаты услуг бюджетофинансируемыми организациями путем повышения ресурсной эффективности работы предприятий ЖКХ. Должны также использоваться нормативы рационального удельного потребления и показания приборов учета на вводах во все здания.
Для оперативной реструктуризации задолженности целесообразно рассмотреть и утвердить график реструктуризации задолженностей.