2004 год | 2010 год | |||
I. Плановые доходы предприятий от оказания услуг населению, млрд. руб. | 4,6 | I. Плановые доходы предприятий от оказания услуг населению, млрд. руб. | 10,7 | |
тыс. руб. на человека в год | 3,77 | тыс. руб. на человека в год | 8,8 | |
- за счет платежей потребителей, млрд. руб. | 3,4 | - за счет платежей потребителей, млрд. руб. | 9,6 | |
тыс. руб. на человека в год | 2,79 | - тыс. руб. на человека в год | 7,9 | |
- за счет бюджета, млрд. руб. | 1,2 | - за счет бюджета, млрд. руб. | 1,1 | |
тыс. руб. на человека в год | 0,98 | тыс. руб. на человека в год | 0,9 | |
II. Бюджетное финансирование, млрд. руб. | 2,02 | II. Бюджетное финансирование, млрд. руб. | 2,2 | |
тыс. руб. на человека в год | 1,7 | тыс. руб. на человека в год | 2,6 | |
В том числе: | В том числе | |||
на текущую деятельность, млрд. руб. | 1,6 (79%) | на текущую деятельность, млрд. руб. | 1,1 | |
тыс. руб. на человека в год | 1,31 | тыс. руб. на человека в год | 0,9 | |
Из них: на дотации, млрд. руб. | 1,2 | Из них: на дотации, млрд. руб. | 0 | |
тыс. руб. на человека в год | 0,98 | тыс. руб. на человека в год | 0 | |
на льготы и субсидии, млрд. руб. | 0,4 | на льготы и субсидии, млрд. руб. | 1,1 | |
тыс. руб. на человека в год | 0,32 | тыс. руб. на человека в год | 0,9 | |
капитальный ремонт жилья, млрд. руб. | 0,26(13%) | капитальный ремонт жилья, млрд. руб. | 0,85 (39%) | |
тыс. руб. на человека в год | 0,21 | тыс. руб. на человека в год | 0,7 | |
на развитие, млрд. руб. | 0,16 (8%) | на развитие, млрд. руб. | 0,25 (11%) | |
тыс. руб. на человека в год | 0,13 | Тыс. руб. на человека в год | 1,0 | |
III. Расходы предприятий | III. Расходы предприятий | |||
Операционные (текущие), млрд. руб. | 4,35 (95%) | Операционные (текущие), млрд. руб. | 9,2 (86%) | |
тыс. руб. на человека в год | 3,56 | тыс. руб. на человека в год | 7,5 | |
Инвестиционные, млрд. руб. | 0,25 (5%) | Инвестиционные, млрд. руб. | 1,5 (14%) | |
тыс. руб. на человека в год | 0,21 | тыс. руб. на человека в год | 1,3 |
Рис. 2. Динамика финансирования ЖКХ Липецкой области с 2004 по 2010 г.г.
Существующая система, когда происходит рост бюджетного финансирования при росте экономического потенциала поселений, требует изменения сложившейся ситуации: в поселениях III типа, где собственные бюджетные возможности финансирования ЖКХ не превышают 0,25-0,5 тыс. руб. на человека в год потребности в бюджетной поддержке должны увеличиться до 3-3,5 тыс. руб. на человека в год в силу более низкого уровня развития ЖКХ и низкой платежеспособности населения. Бюджетное финансирование ЖКХ в городах I и II типов стабилизировано на уровне 2,0-2,4 тыс. руб. на человека в год и уже не снижается по мере роста экономического потенциала. Иначе говоря, совершенствование системы финансирования ЖКХ должно базироваться на принципах использования более высоких доходов населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг, а не бюджетных возможностей.
Процедура планирования финансового обеспечения текущей деятельности, модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса населенных пунктов Липецкой области предполагает переход от перенесения фактически сложившихся затрат на новый период регулирования к обоснованию объемов финансирования производственной и инвестиционной программам хозяйствующих субъектов. Плановые параметры объемов производства, модернизации и развития коммунальных объектов и жилищного фонда определяются соответствием финансовых потребностей и возможностей конкретных поселений. При этом как предприятие, так и регулирующий орган должны оценивать возможности повышения ресурсной эффективности предприятий в плановом периоде до минимально допустимого уровня и необходимые для этого инвестиции. Оценка как ресурсной эффективности, так и затрат определяется сравнением с прошлым периодом и с нормативами-индикаторами. При существенном разрыве факта и норматива предлагается для обоснования плановых параметров исходить из достаточно плавного перехода (не допуская скачков и изломов траектории развития).
Основным принципом планирования финансового обеспечения ЖКХ является сбалансированность затрат на текущую деятельность, замену изношенных фондов, их модернизацию, новое строительство с суммарными возможностями всех источников финансирования ЖКХ. Требуемые затраты определяются плановыми параметрами качества и надежности обслуживания. Достаточность источников финансирования определяется возможностями потребителей и местных бюджетов с учетом удельных затрат предприятий ЖКК, необходимых для достижения установленных стандартов и нормативов.
Задачей планирования финансового обеспечения является постепенное доведение как самого минимально необходимого регламента работ, так и характеристик надежности, устойчивости и экологической безопасности, которые он обеспечивает, до минимально допустимого уровня с реальным финансированием за счет увеличения средств коммунальных предприятий в структуре источников финансирования.
Как анализ, так и планирование текущей деятельности, развития, ресурсной эффективности и финансового обеспечения ЖКХ осуществляется на основе сопоставления фактических и рациональных значений, отражаемых в системе нормативов-индикаторов.
Нормативы-индикаторы отражают диапазон рациональных значений показателей, по которым можно судить о ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, надежности инфраструктуры, качества обслуживания потребителей, финансово-экономических и правовых характеристик (таблица 1).