Недействующий

Об областной программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Липецкой области на 2005-2010 годы»



Финансирование

2004 год

2010 год

I. Плановые доходы предприятий от оказания услуг населению, млрд. руб.

4,6

I. Плановые доходы предприятий от оказания услуг населению, млрд. руб.

10,7

тыс. руб. на человека в год

3,77

тыс. руб. на человека в год

8,8

- за счет платежей потребителей, млрд. руб.

3,4

- за счет платежей потребителей, млрд. руб.

9,6

тыс. руб. на человека в год

2,79

- тыс. руб. на человека в год

7,9

- за счет бюджета, млрд. руб.

1,2

- за счет бюджета, млрд. руб.

1,1

тыс. руб. на человека в год

0,98

тыс. руб. на человека в год

0,9

II. Бюджетное финансирование, млрд. руб.

2,02

II. Бюджетное финансирование, млрд. руб.

2,2

тыс. руб. на человека в год

1,7

тыс. руб. на человека в год

2,6

В том числе:

В том числе

на текущую деятельность, млрд. руб.

1,6 (79%)

на текущую деятельность, млрд. руб.

1,1

тыс. руб. на человека в год

1,31

тыс. руб. на человека в год

0,9

Из них: на дотации, млрд. руб.

1,2

Из них: на дотации, млрд. руб.

0

тыс. руб. на человека в год

0,98

тыс. руб. на человека в год

0

на льготы и субсидии, млрд. руб.

0,4

на льготы и субсидии, млрд. руб.

1,1

тыс. руб. на человека в год

0,32

тыс. руб. на человека в год

0,9

капитальный ремонт жилья, млрд. руб.

0,26(13%)

капитальный ремонт жилья, млрд. руб.

0,85 (39%)

тыс. руб. на человека в год

0,21

тыс. руб. на человека в год

0,7

на развитие, млрд. руб.

0,16 (8%)

на развитие, млрд. руб.

0,25 (11%)

тыс. руб. на человека в год

0,13

Тыс. руб. на человека в год

1,0

III. Расходы предприятий

III. Расходы предприятий

Операционные (текущие), млрд. руб.

4,35 (95%)

Операционные (текущие), млрд. руб.

9,2 (86%)

тыс. руб. на человека в год

3,56

тыс. руб. на человека в год

7,5

Инвестиционные, млрд. руб.

0,25 (5%)

Инвестиционные, млрд. руб.

1,5 (14%)

тыс. руб. на человека в год

0,21

тыс. руб. на человека в год

1,3


Рис. 2. Динамика финансирования ЖКХ Липецкой области с 2004 по 2010 г.г.

Существующая система, когда происходит рост бюджетного финансирования при росте экономического потенциала поселений, требует изменения сложившейся ситуации: в поселениях III типа, где собственные бюджетные возможности финансирования ЖКХ не превышают 0,25-0,5 тыс. руб. на человека в год потребности в бюджетной поддержке должны увеличиться до 3-3,5 тыс. руб. на человека в год в силу более низкого уровня развития ЖКХ и низкой платежеспособности населения. Бюджетное финансирование ЖКХ в городах I и II типов стабилизировано на уровне 2,0-2,4 тыс. руб. на человека в год и уже не снижается по мере роста экономического потенциала. Иначе говоря, совершенствование системы финансирования ЖКХ должно базироваться на принципах использования более высоких доходов населения для оплаты жилищно-коммунальных услуг, а не бюджетных возможностей.

Процедура планирования финансового обеспечения текущей деятельности, модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса населенных пунктов Липецкой области предполагает переход от перенесения фактически сложившихся затрат на новый период регулирования к обоснованию объемов финансирования производственной и инвестиционной программам хозяйствующих субъектов. Плановые параметры объемов производства, модернизации и развития коммунальных объектов и жилищного фонда определяются соответствием финансовых потребностей и возможностей конкретных поселений. При этом как предприятие, так и регулирующий орган должны оценивать возможности повышения ресурсной эффективности предприятий в плановом периоде до минимально допустимого уровня и необходимые для этого инвестиции. Оценка как ресурсной эффективности, так и затрат определяется сравнением с прошлым периодом и с нормативами-индикаторами. При существенном разрыве факта и норматива предлагается для обоснования плановых параметров исходить из достаточно плавного перехода (не допуская скачков и изломов траектории развития).

Основным принципом планирования финансового обеспечения ЖКХ является сбалансированность затрат на текущую деятельность, замену изношенных фондов, их модернизацию, новое строительство с суммарными возможностями всех источников финансирования ЖКХ. Требуемые затраты определяются плановыми параметрами качества и надежности обслуживания. Достаточность источников финансирования определяется возможностями потребителей и местных бюджетов с учетом удельных затрат предприятий ЖКК, необходимых для достижения установленных стандартов и нормативов.

Задачей планирования финансового обеспечения является постепенное доведение как самого минимально необходимого регламента работ, так и характеристик надежности, устойчивости и экологической безопасности, которые он обеспечивает, до минимально допустимого уровня с реальным финансированием за счет увеличения средств коммунальных предприятий в структуре источников финансирования.

Как анализ, так и планирование текущей деятельности, развития, ресурсной эффективности и финансового обеспечения ЖКХ осуществляется на основе сопоставления фактических и рациональных значений, отражаемых в системе нормативов-индикаторов.

Нормативы-индикаторы отражают диапазон рациональных значений показателей, по которым можно судить о ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, надежности инфраструктуры, качества обслуживания потребителей, финансово-экономических и правовых характеристик (таблица 1).