Торговля и общественное питание развивались в тесной взаимосвязи со всеми отраслями, обеспечивая предоставление товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом населения. Оборот розничной торговли составил около 32 млрд. руб. с ростом к 2003 году 108%, общественного питания - более 1,3 млрд. руб., что на 2% больше уровня 2003 года.
На 1 жителя продано товаров на сумму более 26 тыс. руб., при 21,5 тыс. руб. в 2003 году.
Потребительский рынок области характеризуется как стабильный, сбалансированный, с высоким уровнем товарной насыщенности. В макроструктуре оборота розничной торговли продолжают преобладать непродовольственные товары - 58%.
Активно развивается и совершенствуется материально-техническая база торговли и общественного питания. В 2004 году обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей составила более 200 кв. м, что соответствует рекомендуемым нормативам. В области открыто около 300 новых предприятий торговли и общественного питания, отвечающих требованиям времени, запросам и желаниям покупателей. Расширяется сеть дискаунтных магазинов, их доля пока в общем количестве торговых объектов незначительна, но именно они являются реальными конкурентами рынкам, обеспечивая более высокий качественный уровень организации торговли и широкий ассортимент товаров.
В условиях растущей конкуренции предприятия все активнее используют новые прогрессивные формы и технологии в сфере торговли, такие как самообслуживание, круглосуточное обслуживание, сезонные распродажи, продажи по образцам, каталогам, дисконтным картам и др. Актуальной и приоритетной формой обслуживания является продажа товаров в кредит, что стимулирует экономическую активность населения.
Проводится планомерная работа по упорядочению и совершенствованию торговли на рынках и мелко розничной торговой сети. На смену стихийным рынкам и киоскам приходят современные павильоны, остановочные комплексы.
В 2004 году сельским жителям продано товаров на сумму около 1,5 млрд. руб. В системе потребкооперации в 2004 году открыто 55 специализированных магазинов по продаже мебели, бытовой техники, ювелирных изделий. В 5 районах области (Чаплыгинском, Хлевенском, Добровском, Добринском и Лебедянском) открыты продовольственные магазины экономического класса, отвечающие современным требованиям.
В целях обеспечения сельского населения качественными хлебобулочными изделиями проводится реконструкция и техническое перевооружение хлебозаводов системы потребительской кооперации, инвестиции в основной капитал составили 10 млн. руб.
Потребительская кооперация проводит активную работу по выполнению социальной миссии на селе: работают 600 пунктов по оказанию услуг населению, в т.ч. 80 пунктов и отделов по оказанию ритуальных услуг, 100 - по дроблению зерна и т.д. Открываются аптеки, ветаптеки, библиотеки, чайные столы. Дополнительно организовано более 400 рабочих мест. Благоустраиваются территории около магазинов, открываются детские площадки. Предприятия общественного питания активно участвуют в организации культурного досуга сельских жителей.
Реализация спиртных напитков и пива в целом по области превысила 7 млн. декалитров с ростом 103%.
Значительное развитие на рынке потребительских товаров получила оптовая торговля. Общий объем оборота оптовой торговли в 2004 году составил около 60 млрд. руб. с ростом на 12%.