Действующий

О состоянии трудовых ресурсов и мерах по развитию кадрового потенциала области



2. Состояние трудовых ресурсов и проблемы в сфере развития кадрового потенциала области

Численность трудовых ресурсов области - 722,1 тыс. чел., основу которых составляет трудоспособное население в трудоспособном возрасте (93,4 %). Это больше потребности экономики в кадрах. Объем выпуска из профессиональных образовательных учреждений покрывает ежегодную потребность в кадрах на замену естественной убыли. Такая ситуация по численности трудовых ресурсов сохранится с небольшими изменениями в среднесрочной перспективе.

Некоторое ухудшение демографической ситуации приведет к тому, что с 2009 года начнется сокращение количества молодых людей, вступающих в трудоспособный возраст на замену старшему поколению, переходящему пенсионный порог, а за 10 лет, начиная с 2004 года, численность граждан в трудоспособном возрасте уменьшится на 31,3 тыс. чел.

В области создана и функционирует развитая сеть профессиональных образовательных учреждений различного уровня. За небольшим исключением готовятся специалисты и рабочие по всем массовым специальностям и профессиям, востребованным предприятиями и организациями.

В целом предприятия области обладают достаточным кадровым потенциалом. Число вакансий рабочих мест на крупных и средних предприятиях по состоянию на 01.09.2005 год не превышает 1-3 % от списочной численности работающих.

В тоже время в обеспеченности предприятий необходимыми кадрами отмечается ряд проблем. В производственной сфере ощущается недостаток рабочих по определенным профессиям: в промышленности - токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля; в строительстве - каменщик, машинист строительной техники, электрогазосварщик, отделочник.

Еще более сложная ситуация в сельском хозяйстве. Из-за финансовых затруднений на предприятиях, работники не имеют возможности повысить свою квалификацию и пройти переподготовку в учебных заведениях. Объемы всех видов подготовки кадров в хозяйствах области значительно ниже, чем на промышленных предприятиях и составляют 2-2,5 % от числа работающих.

Имеются проблемы в обеспечении предприятий АПК руководителями и специалистами с высшим образованием. Из 6,1 тыс. должностей специалистов, предусмотренных штатными расписаниями сельскохозяйственных предприятий, высшее образование имеют 2,9 тыс. человек или 48 %, в т.ч. не имеют высшего образования 19 % руководителей предприятий. Актуальной становится проблема старения кадров. Уходят наиболее высококвалифицированные технические специалисты и рабочие. На многих предприятиях сельского хозяйства средний возраст работающих 48-50 лет.

Практически во всех отраслях руководители предприятий отмечают недостаточный уровень подготовки выпускников учреждений профессионального образования.

В числе причин такого положения можно отметить:

- несоответствие структуры подготовки кадров и спроса на рабочую силу. В общем спросе работодателей доля рабочих стабильно составляет около 70 %, а выпуск профессиональных училищ и лицеев составляет 39 % от общего объема;

- уровень заработной платы на ряде предприятий не соответствует условиям и характеру труда. До 35 % вакансий, заявленных работодателями в службу занятости с уровнем оплаты труда меньше прожиточного минимума;

- отставание учебно-материальной базы учреждений профессионального образования от оснащенности предприятий;

- снижение у молодежи престижа рабочих профессий;

- отсутствие во многих случаях взаимодействия между учреждениями профессионального образования и предприятиями;

- отсутствие эффективной внутрипроизводственной подготовки персонала;

- недостаточная квалификация персонала, в т.ч. и управленческого. На многих предприятиях присвоение разрядов носит формальный характер без соответствующего обучения и экзаменов;

- трудности у молодых рабочих и специалистов в решении жилищных проблем, особенно в сельской местности.

Анализ сложившегося положения в сфере развития кадрового потенциала предприятий и организаций области показывает необходимость консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей по реализации мер, направленных на его развитие.