РАСПОРЯЖЕНИЕ
14 октября 2002 года N 1020-р
О концепции развития кадрового потенциала Липецкой области
на 2002-2005 годы и основных мероприятиях по ее реализации
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения администрации Липецкой области
от 14 сентября 2005 года N 687-р
____________________________________________________________________
В целях осуществления государственной поддержки предприятий области в подготовке персонала на производстве, проведения в жизнь стратегии развития человеческих ресурсов, повышения качества рабочей силы как основы устойчивого экономического развития:
1. Утвердить представленные управлением труда и занятости населения администрации области Концепцию развития кадрового потенциала Липецкой области на 2002 - 2005 годы (далее Концепция) и основные мероприятия по ее реализации согласно приложению.
2. Структурным подразделениям администрации области обеспечить разработку и реализацию мер, направленных на сохранение и укрепление кадрового потенциала предприятий и организаций, развитию системы подготовки персонала на производстве в соответствии с целями и задачами структурной перестройки экономики, повышения производительности и качества труда.
3. Возложить на управление труда и занятости населения администрации области (Горлов А.Т.) координацию работы по реализации Концепции, систематический сбор и анализ информации о ходе ее выполнения.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов внести соответствующие коррективы в территориальные программы подготовки персонала в соответствии с данной Концепцией.
5. Рекомендовать руководителям организаций и предприятий всех форм собственности разработать внутрипроизводственные программы подготовки персонала на производстве, предусматривающие укрепление учебноматериальной базы образовательных подразделений предприятий, кадровое и методическое обеспечение внутрипроизводственного профессионального обучения, необходимые меры по развитию подготовки и повышения квалификации рабочих кадров и специалистов.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации области П.А. Гучека.
Глава администрации области
О. Королев
Приложение
к распоряжению
администрации области
N 1020-р от 14 октября 2002 года
Концепция
развития кадрового потенциала Липецкой области на 2002-2005 годы
Концепция развития кадрового потенциала Липецкой области на 2002-2005 годы (далее "Концепция") подготовлена Управлением труда и занятости населения администрации области с участием заинтересованных управлений, департаментов и других органов федеральной и областной исполнительной власти в соответствии с постановлением главы администрации области от 22.05.2001 N 85 "О состоянии и совершенствовании управления содействия предприятиям в развитии подготовки персонала на производстве".
Настоящая Концепция предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области содействия организациям в развитии персонала и реализацию областной кадровой политики.
Успешное проведение экономических реформ в Липецкой области во многом зависит от кадрового потенциала предприятий и организаций, являющегося важнейшим стратегическим фактором экономического роста и конкурентоспособности продукции.
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 года N 910-р, в числе основных направлений государственной политики на рынке труда предусматривает, что при решении задач повышения конкурентоспособности отечественных организаций особое внимание будет уделено вопросам повышения качества рабочей силы соответственно требованиям, предъявляемым на международных рынках.
Сложившаяся ситуация показывает, что недостаточная квалификация персонала, в том числе и управленческого, является серьезным сдерживающим фактором экономических реформ, создает социальную напряженность в обществе.
Увеличение объемов промышленной, селькохозяйственной продукции соответственно на 56 и 29 процентов (с 1998 по 2001 годы) привели к увеличению спроса на рабочую силу. За указанный промежуток времени только в промышленности создано 30000 новых рабочих мест. Спрос на рабочую силу увеличился в 2 раза и составил на 1 июля 2002 года 9671 человек, а число зарегистрированных в службе занятости нетрудоустроенных граждан составило лишь 4,0 тыс.чел. Причем важнейшие направления производства области оказались необеспеченными в требуемом объеме квалифицированными рабочими и специалистами, а количество занятых в материальном производстве сократилось.
Так, численность занятых в экономике области за вышеуказанный период времени сократилась с 514604 человек до 453711 или на 13%, в том числе:
в сельском хозяйстве - на 12,6%;
в строительстве - на 14%;
в торговле и общественном питании более, чем в 2 раза (см. табл. 1).
Оценка занятости населения Липецкой области
(чел.) | |||||||
Наименование отрасли | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |||
Всего трудовых ресурсов | 694663 | 760851 | 745113 | 745706 | |||
в том числе: | |||||||
трудоспособного населения в трудоспособном возрасте | 675478 | 709146 | 695547 | 702133 | |||
- из него работающие граждане других государств | 2652 | 2757 | 3207 | 3207 | |||
лица старше трудоспособного возраста и подростки, занятые в экономике | 19185 | 51705 | 49566 | 43573 | |||
в том числе: | |||||||
- лица старше трудоспособного возраста | 19185 | 51254 | 49566 | 43118 | |||
- подростки | - | 451 | - | 455 | |||
Распределение трудовых ресурсов | |||||||
Численность занятых в экономике (без учета занятых в личном подсобном и домашнем хозяйстве) | 514604 | 520718 | 521765 | 453711 | |||
в том числе: | |||||||
Материальное производство | 358553 | 366562 | 367202 | 302535 | |||
из них: | |||||||
строительство | 38962 | 38822 | 38140 | 28272 | |||
промышленность | 131532 | 139624 | 136863 | 132339 | |||
сельское хозяйство | 74318 | 74096 | 74638 | 65983 | |||
лесное хозяйство | 1038 | 1030 | 1047 | 1355 | |||
транспорт и связь | 33522 | 35276 | 39140 | 33646 | |||
торговля, общественное питание, материально техническое снабжение и сбыт | 73974 | 71914 | 71275 | 35721 | |||
общая коммерческая деятельность (посредники) | 1200 | 1594 | 1982 | 1247 | |||
геология, разведка недр, гидрометеорологическая и геодезическая службы | 187 | 233 | 227 | 222 | |||
прочие | 3641 | 3763 | 3488 | 3750 | |||
Сфера услуг | 156051 | 154156 | 154563 | 153345 | |||
из них: | |||||||
жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения | 31458 | 27929 | 29949 | 26194 | |||
здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение | 41057 | 41121 | 41202 | 39471 | |||
образование, культура, искусство, наука, научное обслуживание | 55841 | 56464 | 54222 | 55684 |
Продолжает ухудшаться демографическая ситуация. За 1998-2001 годы численность населения в области уменьшилась на 14,2 тыс. человек или на 1,14%. В 2002 году, как и в прошлые годы, естественная убыль населения продолжает оставаться высокой: число умерших в 2,1 раза превышает число родившихся. Естественные потери только наполовину компенсировались положительным сальдо в миграционном обмене области, что привело к снижению воспроизводства трудоспособного населения.
Не последнюю роль сыграла низкая оплата труда высококвалифицированных специалистов. Этот фактор породил миграционный процесс специалистов в другие регионы России. Формируются целые бригады квалифицированных специалистов для работы на промышленных предприятиях, стройках в тех областях, где заработная плата значительно выше. В тоже время в строительных организациях, жилищно-коммунальном хозяйстве за последние годы численность работников уменьшилась соответственно на 2,4% при увеличении официально зарегистрированных в службе занятости вакантных мест.
По той же причине происходит отток молодых, наиболее инициативных, высококвалифицированных технических специалистов и рабочих, которые уходят в престижные фирмы, коммерческую деятельность.
Так, количество лиц, занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, производством товара и услуг для реализации выросло за 1998-2001 годы с 54887 до 115800 человек или в 2,1 раза, в том числе:
на транспорте с 1713 до 3400 чел. или в 2 раза;
в строительстве с 5371 до 7127 чел. или в 1,3 раза;
в торговле и общественном питании с 40374 до 60661 чел. или 1,5 раза.
Кроме того, проходящая реструктуризация сельскохозяйственных предприятий, перевод их на новые технологии с использованием высокопроизводительной техники привели к резкому увеличению за последние годы (в 35 раз) занятых в личном подсобном хозяйстве.
Вышеперечисленные причины ставят под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность. На сегодня предприятия и организации области остро нуждаются в станочниках металлорежущих и деревообрабатывающих станков, электрогазосварщиках, программистах, рабочих строительных профессий и др. Недостает также высококвалифицированных специалистов среднего звена, работников с высшим образованием, компетентных руководителей.
В агропромышленном комплексе с каждым годом увеличивается потребность в рабочих основных профессий: водителей, трактористовмашинистов, операторов машинного доения, а также специалистов: агрономов, ветврачей, зоотехников, инженеров и др.
Анализ сложившегося положения в сфере развития кадрового потенциала предприятий и организаций Липецкой области, кроме вышеперечисленных, позволяет выделить и другие основные проблемы, решения которых требуют осуществления мер государственного регулирования и поддержки.
Качественный уровень работников организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым рынком труда. Преобладает узкая квалификация работников и жесткое распределение труда. Сложившаяся профессиональноквалификационная структура рынка рабочей силы маловосприимчива к изменяющимся отношениям в сфере производства. Более половины занятых в экономике области являются работники неквалифицированного труда или квалифицированного труда средней сложности.
Действующий Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и классификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и других служащих отражает существовавшие 2530 лет назад профессиональное и должностное разделение труда работников и уровень организации.
В большинстве организаций области квалификации присваиваются согласно ЕТКС и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур.
Проводимая в большинстве организаций Липецкой области кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. Периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала продолжает расти и составляет в настоящее время для руководителей и специалистов 810 лет при необходимых 3-5, а рабочих - 13-15 лет.
На многих предприятиях и организациях из года в год сокращаются объемы обучения. Численность работающих, охваченных всеми видами обучения, составляет 17% против 24% в 1995 году. На отдельных предприятиях затраты на подготовку и переподготовку кадров составляют лишь 0,05% от фонда оплаты труда при минимально необходимых для поддержания простого воспроизводства профессионального потенциала 1,5%.
Сложная ситуация в области профессионального развития работников складывается в сельскохозяйственном производстве. Сокращение численности, недостаток финансовых средств привели к резкому сокращению числа работающих, повысивших свою квалификацию. За последние 10 лет доля обученных в данной отрасли экономики уменьшилась почти в 2 раза и составляет на сегодня около 3% от численности работников. Объемы всех видов подготовки рабочих кадров в хозяйствах области значительно ниже, чем на промышленных предприятиях (почти в 10 раз) и составляют 2-2,5% от числа работающих в АПК.
Не соответствуют сегодняшним требованиям программы, связанные с повышением уровня квалификации работников. Программы обучения в организациях ориентированы, в основном, на получение первоначальной профессии. Практически отсутствуют специалисты-организаторы профессионального обучения, имеющие специальную подготовку.
Снижается престиж рабочих профессий среди молодежи, потеряна преемственность в работе в силу старения кадров. На предприятиях промышленности области средний возраст работающих 47-55 лет, а рабочих с высокой квалификацией еще выше. В составе работающих свыше 6% составляют лица предпенсионного возраста, около 7% - пенсионного. По состоянию на 1.01.2002 года в промышленности области не хватало 4589 рабочих и 388 специалистов. В сельском хозяйстве - 2267 и 313 соответственно, в строительстве - 724 и 25 (приложение N 1).
Практически отсутствует связь между рынком образовательных услуг и рынком труда. Подготовка специалистов в учебных заведениях ведется в отрыве от потребности производства. 29 учреждений начального профессионального образования выпустили в 2001 году более 5000 человек по 50 профессиям. Однако потребность только в трактористах широкого профиля для сельского хозяйства составляет 760 человек, а подготовлено за 4 года -с 1998 по 2001 -всего 350 человек. Региональный прогноз потребности в рабочих кадрах практически отсутствует.
Нет необходимой законодательной и нормативной базы по развитию персонала на производстве, обеспечению качества рабочей силы.