ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
от 27 августа 2001 года N 153-ОЗ
Об охране окружающей природной среды Липецкой области
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Липецкой области от 8 января 2003 года N 33-оз
___________________________
Принят
областным Советом депутатов
16 августа 2001 года
Настоящий Закон в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории Липецкой области (далее - области).
1. Настоящий Закон регулирует правоотношения в сфере взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц по охране окружающей природной среды.
2. Правовое регулирование отношений по охране окружающей природной среды осуществляется в целях обеспечения реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Задачами настоящего Закона являются развитие нормативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на территории области, а также условий для последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей природной среды.
4. Отношения по охране и использованию земель, недр, атмосферного воздуха, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются в соответствии с действующим законодательством.
Законодательство об охране окружающей природной среды основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов области.
При осуществлении на территории области управленческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы государственной власти области, органы местного самоуправления, юридические лица, предприниматели, граждане, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятной окружающей природной среды для жизни, труда и отдыха населения;
научно обоснованным сочетанием экологических, экономических и социальных интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
гласностью в работе и тесной связью с общественными объединениями и населением в решении природоохранительных задач;
международным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды.
1. На территории области подлежат охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий:
естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
Особой охране подлежат особо охраняемые природные территории областного значения - государственные природные заповедники, заказники, природные парки, памятники природы, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и их местообитания.
Каждый гражданин имеет право на окружающую природную среду, не создающую угрозу для состояния здоровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечивается:
проведением экологической экспертизы, лицензированием природоохранной деятельности, нормированием выбросов, сбросов, размещения отходов и других отрицательных воздействий;
мерами по предупреждению, пресечению и прекращению экологически опасной хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению окружающей природной среды;
предоставлением достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;
предупреждением и ликвидацией последствий радиационных загрязнений территорий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и иных чрезвычайных экологических ситуаций;
установлением экологических требований к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду;
экологическим страхованием, возмещением в установленном законом порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
экологическим контролем, привлечением к ответственности физических и юридических лиц, виновных в несоблюдении экологических требований и условий;
организацией единой системы экологического мониторинга;
системой экологического воспитания и образования;
судебной защитой права граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Граждане на территории области имеют право:
создавать экологические общественные объединения, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды;
принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей природной среды, организованных в установленном действующим законодательством порядке, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
требовать от органов государственной власти, органов" местного самоуправления в установленном порядке достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, а также о предполагаемых изменениях среды жизнедеятельности;
требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции или эксплуатации экологически вредных объектов;
требовать в административном или судебном порядке принятия решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;
ставить вопрос о привлечении к ответственности физических и юридических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
2. Граждане обязаны:
соблюдать экологические требования действующего законодательства;
принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении природных богатств;
повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию и образованию населения.
Общественные объединения, основными направлениями деятельности которых в соответствии с их уставами, является охрана окружающей природной среды, имеют право:
осуществлять общественный контроль и проводить общественную экологическую экспертизу в установленном законодательством порядке;
требовать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране от органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также от специально уполномоченных на то государственных органов в сфере охраны окружающей природной среды;
направлять материалы общественного экологического контроля и общественной экологической экспертизы в органы государственной власти области, местного самоуправления, в специально уполномоченные на то государственные органы в сфере охраны окружающей природной среды, а также средства массовой информации;
участвовать с целью повышения экологической культуры населения пропаганде экологических знаний;
привлекать на добровольных началах граждан к природоохранной деятельности;
проводить собрания, митинги, шествия, пикеты, демонстрации, сборы подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов, общественных слушаний по наиболее злободневным экологическим проблемам области;
ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
вносить в органы государственной власти области, органы местного самоуправления предложения по совершенствованию деятельности по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности;
требовать в административном или судебном порядке:
отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации экологически вредных хозяйственных и иных объектов;
приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий;
возмещения вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями;
осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и их уставами.
С целью повышения экологической культуры граждан устанавливается система экологического воспитания и образования в рамках общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программ в образовательных учреждениях всех организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством.
Липецкий областной Совет депутатов:
принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет толкование принятых нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;
утверждает областные экологические программы, изменения и дополнения вносимые в них;
утверждает в составе областного бюджета финансирование областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
Администрация Липецкой области обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного законодательства, экологически безопасное состояние окружающей природной среды, для чего:
принимает нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды;
разрабатывает и обеспечивает исполнение областных экологических программ; принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных экологических программ;
проводит на территории области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения;
координирует природоохранную деятельность органов государственного управления, юридических лиц, предпринимателей, граждан, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц;
использует экономическое регулирование для реализации задач оздоровления окружающей природной среды;