Недействующий

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

24 сентября 1999 года N 51-ОЗ


О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера



____________________________________________________________________
Утратило силу с 2 апреля 2005 года на основании
Закона Липецкой области от 29 марта 2005 года N 186-ОЗ

 ____________________________________________________________________

Принят
 областным Советом депутатов
 16 сентября 1999 года


Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Липецкой обласги (далее население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Липецкой области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Липецкой области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - это совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или уменьшение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от опасностей, возникающих в результате стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотии и эпифитотий.

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенная специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновению источника чрезвычайной ситуации.


Статья 2. Правовое регулирование в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций

Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными нормативными правовыми актами, настоящим областным законом и иными нормативными правовыми актами государственных органов власти Липецкой области.


Статья 3. Цели настоящего закона

Целями настоящего закона являются:

- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.


Статья 4. Липецкая территориальная подсистема государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

Территориальная подсистема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Липецкой области входит в состав единой государственной (Российской) системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Она объединяет органы управления, силы и средства областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.

Управление и координацию деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий.

Органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории области, являются Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления, отделы (специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).

Руководство деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Липецкой области, городов, районов и в организациях осуществляют соответственно Глава администрации области, главы администраций городов и районов и руководители организаций.

Основными задачами территориальной (областной) подсистемы являются:

- проведение единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при их возникновении;

- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение создания и готовности к действиям аварийно-спасательных служб органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций;

- осуществление эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций и обеспечение его временного размещения;

- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

В целях координации деятельности всех служб в сфере обеспечения жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера создается постоянно действующая комиссия по чрезвычайным ситуациям области, города, района или организации, которую возглавляет заместитель главы соответствующей администрации или руководителя организации.


Статья 5. Гласность и информация в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций

Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на территории области.

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения. Система оповещения должна обеспечивать своевременное оповещение населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Система оповещения и обмена информацией создатся организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти области. Обмен информации осуществляется в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Потенциально опасные объекты предоставляют информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях органам местного самоуправления, органам исполнительной власти и органам управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Потенциально опасные объекты создают за счет собственных средств локальные системы оповещения с зоной действия в радиусе 2,5 км.

Право на использование радиотрансляционных сетей при возникновении чрезвычайных ситуаций с перерывом вещательной программы предоставляется органам исполнительной власти области, органам местного самоуправления. Передача речевой информации осуществляется профессиональными дикторами из студии вещания, а в исключительных случаях непосредственно с рабочих мест оперативных дежурных пункта управления начальника гражданской обороны.


Глава 2. Полномочия органов государственной власти,
органов местного самоуправления и обязанности
организаций в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций

Статья 6. Полномочия областного Совета депутатов
Липецкой области:

- принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

- осуществляет контрольные функции по вопросам реализации принятых областным Советом депутатов правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


Статья 7. Полномочия администрации области

Администрация области:

- принимает в соответствии с Законами Российской Федерации Постановления и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет создание, подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

- принимает решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;

- создает постоянно действующие комиссии;

- осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

- осуществляет первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;

- создает и поддерживает в готовности пункты управления, склады мобилизационного резерва;

- организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения, при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

- осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- создает резервы финансовых, материальных и иных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»