4.1. Нормы настоящего раздела надлежит соблюдать при проектировании тоннелей (конвейерных, подштабельных, пешеходных, коммуникационных, кабельных и комбинированных) и каналов, сооружаемых открытым способом.
4.2. Высота и ширина тоннелей, каналов (между выступающими частями несущих конструкций) должны приниматься кратными 0,3 м.
4.3. Тоннели и каналы следует, как правило, проектировать сборными из унифицированных железобетонных элементов. При технико-экономическом обосновании допускается применять тоннели или их элементы (углы поворота, камеры и др.) из монолитного железобетона.
Для отделки пешеходных тоннелей следует использовать долговечные, экономичные, удобные в эксплуатации несгораемые материалы, допускающие легкую очистку и промывку.
4.4. Кабельные каналы не допускается располагать на участках, где могут быть пролиты расплавленный металл, горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, жидкости с высокой температурой или вещества, разрушающие оболочку кабелей.
4.5. В тоннелях и каналах необходимо предусматривать продольный уклон не менее 0,002 и поперечный уклон не менее 0,01. В тоннелях через каждые 100-150 м следует устраивать приямки для сбора жидкостей и отвода их в канализацию; в каналах приямки для сбора жидкостей должны предусматриваться в колодцах или камерах. Запрещается соединять приямки с ливневой и другими типами канализации.
Продольный уклон пешеходных тоннелей следует принимать не более 0,04, а поперечный - не более 0,01. Допускается при соответствующем обосновании устраивать пол без продольного уклона.
4.6. Тоннели и каналы, располагаемые вне зданий и дорог, должны быть, как правило, заглублены от поверхности земли до верха перекрытия не менее чем на 0,3 м.
На огражденных территориях, доступных только для обслуживающего персонала, отметку верха перекрытия кабельных каналов допускается предусматривать на уровне планировочной отметки земли.
4.7. Тоннели и каналы, располагаемые под автомобильными дорогами, должны быть заглублены от верха дорожного покрытия до верха перекрытий не менее чем на 0,5 м, при расположении под железными дорогами - не менее чем на 1 м от низа шпал.
4.8. При расположении тоннелей и каналов внутри цехов минимальное заглубление верха перекрытий от отметки чистого пола следует, как правило, принимать:
для тоннелей - 0,3 м;
для каналов допускается отметку верха перекрытия канала принимать равной отметке чистого пола.
4.9. Каналы и тоннели должны быть рассчитаны:
по предельным состояниям первой группы (по несущей способности) - на прочность элементов конструкций и узлов соединения;
по предельным состояниям второй группы (по пригодности к нормальной эксплуатации) - на допустимые значения деформаций и ширины раскрытия трещин.
4.10. При расчетах конструкций тоннелей и каналов необходимо учитывать симметричное и одностороннее загружения их временными вертикальными нагрузками. Расчет следует производить с учетом упругого отпора грунта в вертикальном и горизонтальном направлениях, принимая упругое основание в виде однородной среды, характеризуемой модулем деформации Е для грунта ненарушенного сложения (грунта основания) и модулем деформации Е' для грунта засыпки. Модуль деформации Е' допускается определять по формуле (6).
4.11. При симметричном загружении (черт.4) изгибающий момент в нижнем узле тоннеля с шарнирным опиранием плит перекрытия следует определять по формуле
, (15)
где - коэффициент, учитывающий изменение момента в нижнем узле за счет его поворота:
; (16)
- нормальная сила (черт. 4, а);
, - коэффициенты, определяемые по формулам:
здесь - показатель гибкости днища: