4.1. Сооружение железнодорожных, автодорожных и гидротехнических тоннелей в зависимости от их длины, сроков строительства, инженерно-геологических условий и рельефа местности следует производить с одного или двух портальных, а также из промежуточных забоев.
Общее число забоев, а также типы и расположение подходных выработок для вскрытия промежуточных забоев должны устанавливаться проектом.
4.2. Проходку тоннелей в зависимости от размеров и формы поперечного сечения, а также инженерно-геологических условий надлежит выполнять способами: сплошного забоя, уступным и щитовым. Проходка способами опертого свода, опорного ядра и раскрытия на полный профиль по частям допускается при сооружении коротких тоннелей (длиной до 300 м) или ограниченных участков тоннелей.
Способы проходки тоннелей и средства механизации определяются проектом на основе результатов технико-экономического сравнения вариантов.
Порядок разработки тоннельного забоя должен устанавливаться проектом производства работ.
4.3. При строительстве тоннелей в горном массиве, инженерно-геологическая разведка которого затруднена, следует производить проходку передовой штольни и осуществлять при необходимости разведочное бурение. Местоположение штольни и размеры ее сечения определяются проектом в зависимости от использования ее также для других целей в процессе строительства и эксплуатации тоннеля (для осушения выработок, улучшения их вентиляции, отвода грунтовых вод, транспортирования грунта и др.).
(Измененная редакция, Изм. и доп.).
4.4. Способ сплошного забоя следует применять для проходки тоннелей высотой до 10 м с монолитной обделкой в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4; при этом временное крепление выработки при проходке в скальных монолитных (невыветрелых) грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше не производится, а при проходке в скальных трещиноватых (выветрелых и сильновыветрелых) грунтах применение временной крепи обязательно.
4.5. Уступный способ следует применять для проходки тоннелей высотой более 10 м, сооружаемых в скальных грунтах с коэффициентом крепости не менее 4 и для проходки тоннелей высотой менее 10 м в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 2 до 4. Проходку тоннелей следует осуществлять преимущественно с нижним уступом.
4.6. Разработка верхней части сечения тоннеля при уступном способе должна производиться способом сплошного забоя в соответствии с п. 4.4 настоящей главы.
4.7. Разработка нижней части сечения тоннеля (нижнего уступа) при уступном способе должна производиться согласно требованиям пп. 4.12, 4.13 и 4.14 настоящей главы.
Нижняя часть сечения тоннеля при высоте ее более 10 м должна разрабатываться методом ступенчатого забоя или по ярусам, высота которых в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше не должна превышать 10 м, а в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 до 12 - 5 м.
В тоннелях, сооружаемых в скальных невыветрелых грунтах с коэффициентом крепости от 12 и выше, разработку нижнего уступа допускается производить без оставления боковых штросс, при этом должна быть обеспечена устойчивость забетонированной части тоннеля и при необходимости защита грунта от возможного выветривания.
4.8. Щитовой способ следует применять для проходки тоннелей в неустойчивых нескальных грунтах, а также в скальных выветрелых и сильновыветрелых грунтах с коэффициентом крепости до 4, проявляющих горное давление.
4.9. Способ опертого свода допускается применять при сооружении тоннелей или их участков длиной до 300 м в нескальных грунтах типа твердых глин и суглинков, сцементированных крупнообломочных, отвердевших лессов и других грунтах, а также в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 1 до 4, способных воспринять давление от пят свода обделки с учетом всех нагрузок, действующих на свод.
Способ опертого свода следует применять также при неоднородном сложении грунтов по сечению тоннеля, когда ниже пят свода расположены необводненные прочные грунты с коэффициентом крепости от 1 и выше, а в сводовой части - менее прочные грунты.
4.10. При сооружении тоннелей в необводненных грунтах способ опертого свода должен применяться преимущественно по одноштольневой схеме.
Тоннели в водоносных грунтах следует сооружать по двухштольневой схеме.
Нижняя и верхняя штольни должны соединяться между собой грунтоспусками (фурнелями), а также наклонными сбойками (бремсбергами).
Расстояние между грунтоспусками и наклонными сбойками устанавливается проектом в зависимости от принятых погрузочных и транспортных средств и не должно превышать 12 м между грунтоспусками и 30 м между наклонными сбойками.
4.11. При проходке тоннелей способом опертого свода раскрытие калотт надлежит вести отдельными участками (кольцами), длина которых устанавливается в зависимости от инженерно-геологических условий и не должна превышать 6,5 м.
Раскрытие калотты по длине тоннеля следует производить с интервалами в 1-3 кольца в зависимости от инженерно-геологических условий.
В кольцах, смежных с забетонированным сводом, раскрытие калотты допускается при достижении бетоном 60% проектной прочности.
4.12. При проходке тоннелей способом опертого свода среднюю штроссу следует разрабатывать после достижениЯ бетоном свода проектной прочности для обделок, воспринимающих полную расчетную нагрузку и 75% проектной прочности для обделок тоннелей, сооружаемых в скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 и выше.
При разработке средней штроссы следует оставлять у пят свода бермы. Ширина берм устанавливается проектом в зависимости от давления на грунт под пятами свода.
4.13. Разработку боковых штросс при проходке тоннелей способом опертого свода следует производить в шахматном порядке или одновременно с обеих сторон тоннеля, при этом вертикальные рабочие швы колец свода и участков стен не должны совпадать. Порядок разработки боковых штросс и длина участков разработки устанавливаются проектом производства работ в зависимости от устойчивости грунтов.
При разработке боковых штросс в неустойчивых нескальных, а также в трещиноватых скальных грунтах с коэффициентом крепости от 4 и ниже поверхности выработки должны быть закреплены временной крепью.
4.14. При разработке грунта для устройства обратного свода должны приниматься необходимые меры к обеспечению устойчивости стен тоннеля (постановка распорок, ограничение протяженности участков разработки и др.).