Статус документа
Статус документа

     

СНиП III-44-77
________________
Зарегистрирован Росстандартом в качестве СП 87.13330.2011. -
Примечание изготовителя базы данных.



СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА



Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 44

 ТОННЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ, АВТОДОРОЖНЫЕ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ.
МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Дата введения 1978-07-01


РАЗРАБОТАНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства с участием Метрогипротранса, Оргтрансстроя, Геодезическо-маркшейдерского управления Главтоннельметростроя Минтрансстроя, Гидропроекта им. Жука и Оргэнергостроя Минэнерго СССР.

ВНЕСЕНЫ Минтрансстроем.

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 5 июля 1977 г. № 91.

С введением в действие главы СНиП III-44-77 утрачивают силу главы СНиП: III-Б.8-68 "Тоннели железнодорожные, автодорожные и гидротехнические. Правила организации строительства, производства и приемки работ" и III-Д.3-68 "Метрополитены. Правила организации строительства, производства и приемки работ".

ВНЕСЕНЫ Изменения и дополнения, утвержденные постановлением Госстроя СССР от 29.05.81 N 81, введенные в действие с 01.01.82.

Изменения и дополнения внесены изготовителем базы данных по тексту БСТ № 8 1981 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при производстве и приемке работ по строительству железнодорожных, автодорожных, гидротехнических тоннелей и метрополитенов.

Правила распространяются на работы по проходке тоннелей и стволов, возведению обделок, а также на специфические работы по монтажу технологического оборудования, устройству пути и контактного рельса.

Производство работ по реконструкции указанных тоннелей должно осуществляться по специальным указаниям проекта организации строительства и проекта производства работ.

1.2. При строительстве тоннелей и метрополитенов в суровых климатических и сложных инженерно-геологических условиях, в районах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических, лавиноопасных, подверженных селям и оползням, труднодоступных районах, а также в курортных, водоохранных и т. п. зонах проектом должны предусматриваться специальные мероприятия, учитывающие особенности строительства в этих районах, в том числе мероприятия по охране окружающей природной среды с учетом прогноза изменения природных условий, вызываемых строительством.

(Измененная редакция, Изм. и доп.).

1.3. При строительстве тоннелей, осуществляемом Минэнерго СССР, должны также соблюдаться правила и нормы безопасного ведения работ, утвержденные Госгортехнадзором СССР, а при строительстве тоннелей и метрополитенов, осуществляемом Минтрансстроем, - правила безопасного ведения работ, утвержденные Минтрансстроем.

1.4. В состав проекта организации строительства тоннелей кроме данных, указанных в Инструкции по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ для строительства линейных объектов транспорта и связи и для подземных горных выработок при строительстве шахт и карьеров включаются также:

расположение на общей схеме линий и сооружений метрополитена с ситуационным планом местности участков подземных и открытых работ, строительных площадок и мест отвалов грунта;

расстановка применяемых механизмов по участкам, сроки эксплуатации и режим их работы для каждого вида специальных способов работ (стабилизация и искусственное закрепление грунтов, понижение уровня грунтовых вод, проходка под сжатым воздухом, способом "стена в грунте" и др.), объемы выполнения этих paбот в увязке с графиком производства тоннельных работ;

согласованные с эксплуатирующими организациями проектные решения инженерных мероприятий по обеспечению сохранности наземных и подземных зданий и сооружений, пересечению автомобильных и железных дорог;

схема расстановки механизмов, применяемых для обслуживающих процессов и создания необходимого температурно-влажностного   режима в законченных строительством отдельных сооружениях на период монтажа  оборудования в них и до сдачи в эксплуатацию, графики работы механизмов по участкам с указанием сроков эксплуатации их и режимов работы, а также ведомость подсчета объемов работ по участкам;

пояснительная записка с обоснованием принятых способов и скоростей проходки подземных выработок, применения специальных способов работ, а также перечень сооружений, которые по условиям монтажа постоянного технологического оборудования требуют создания необходимого температурно-влажностного режима, с указанием основных  параметров этого режима.

При присоединении вновь строящихся линий метрополитена к действующим в проекте организации строительства должны быть предусмотрены порядок и способы производства соответствующих работ, согласованные с эксплуатирующей организацией.

1.5. Для вновь начинаемого строительства метрополитена в городах при создании производственной базы: по изготовлению нестандартизированного оборудования и специального оборудования для производства тоннельных работ, по ремонту горнопроходческого оборудования и транспортных средств, производству железобетонных элементов обделки, товарного бетона, раствора, гидроизоляционных материалов, по комплектации оборудования постоянных устройств метрополитена, а также при создании складских помещений - должна быть уточнена возможность максимального использования имеющихся в районе строительства предприятий стройиндустрии.

1.6. При сооружении железнодорожных, автодорожных и гидротехнических тоннелей бетонорастворные узлы, опалубочные, арматурные мастерские и другие объекты производственной базы создаются, как правило, на строительной площадке. Необходимость организации указанных объектов на строительной площадке метрополитенов должна обосновываться в проекте организации строительства.

1.7. Временные сооружения на строительных площадках должны располагаться с учетом максимально возможного сохранения действующих строений, зеленых насаждений, обеспечения нормальных условий производства строительных работ и жизни населения в районах, прилегающих к строительным площадкам, сохранения работы городского хозяйства, соблюдения противопожарных и санитарных требований.

1.8. Обеспечение сжатым воздухом подземных участков работ должно  осуществляться от стационарных компрессорных станций, а участков открытых работ - от передвижных компрессорных установок. Производительность, число и размещение компрессорных станций устанавливаются проектом организации строительства.

1.9. Электроснабжение строительства должно осуществляться от подстанций районной энергосистемы по самостоятельным воздушным или кабельным линиям с напряжением 6-10 кВ. Допускается электроснабжение шахтных площадок от городской сети с напряжением 6-10 кВ (если энергия в сеть подается от двух независимых источников) или от передвижных энергоустановок.

Электроснабжение должно обеспечивать питание электроэнергией от двух независимых источников тока следующих групп электроприемников: шахтного подъема, вентиляторов главного проветривания, водоотлива, компрессорной станции низкого давления (кессонной), водопонижающих установок и освещения подземных выработок. Подключение этих электроприемников должно быть равномерно распределено по секциям распределительного щита, подключенным к независимым источникам питания.

1.10. Подземные выработки во время строительства тоннелей должны обеспечиваться телефонной связью и средствами оповещения.

1.11. Сооружение тоннелей должно осуществляться по циклограммам, обеспечивающим заданную скорость проходки из условий выполнения цикла горнопроходческих работ за время, кратное принятой на строительстве сменности.

1.12. В процессе проходки тоннелей надлежит вести систематическое визуальное наблюдение за соответствием фактических геологических и гидрогеологических условий, характеризующих устойчивость забоя, проектным данным в части изменения мощности и характера напластований грунтов, их крепости по буримости, трещиноватости, видов грунтов и притока грунтовых вод в забой.

Результаты наблюдений следует заносить в журнал производства горных работ по форме, приведенной в прил. 9. Об отклонениях фактических геологических и гидрогеологических данных от проектных ставится в известность заказчик.    

1.13. При устройстве отвалов в районах распространения вечномерзлых грунтов, определении их местоположения и размеров следует учитывать влияние отсыпки отвалов на изменение режима вечномерзлых грунтов и на окружающую природную среду.

1.14. С учетом сезонного промерзания и оттаивания прилегающего к выработке слоя горного массива, оттаивания или сохранения вечной мерзлоты в горном массиве в процессе строительства тоннеля в проектах организации строительства и проектах производства работ следует предусматривать мероприятия по обеспечению;

надежной временной крепи;

поддержания приконтурного слоя грунтов в мерзлом состоянии до включения в работу тоннельной обделки в случаях сохранения вечной мерзлоты при производстве работ согласно требованиям п.4.44 настоящей главы;

необходимых условий твердения бетонной смеси, укладываемой в конструкции;

нормальных условий работы временных внутритоннельных дренажных и водоотводных устройств;

предотвращения образования наледей в тоннеле при его строительстве.

(Пункты 1.13, 1.1.4. Введены дополнительно, Изм. и доп.).

2. ГЕОДЕЗИЧЕСКО-МАРКШЕЙДЕРСКИЕ РАБОТЫ



2.1. Геодезическая разбивочная основа должна создаваться на поверхности вдоль трассы строящегося тоннеля в составе и объеме, указанных в пп. 2.2-2.8 настоящей главы. При этом выносятся и закрепляются на местности основные оси стволов, порталов, штолен и наземных сооружений.

В процессе производства геодезическо-маркшейдерских разбивочных работ по выносу проекта тоннеля в натуру должны производиться ориентирование подземных выработок и передача в них с поверхности координат и отметок от геодезической разбивочной основы, а также должна создаваться подземная маркшейдерская основа согласно требованиям пп. 2.11-2.15 настоящей главы.

2.2. Тоннельная триангуляция, выполненная в составе геодезической разбивочной основы, должна отвечать требованиям, установленным в табл. 1.

При строительстве комплекса из двух и более тоннелей разряд тоннельной триангуляции следует определять, исходя из длины наибольшего по протяженности тоннеля.

Все угловые и линейные измерения при построении тоннельной триангуляции должны выполняться дважды с интервалом во времени не менее месяца.

Пункты тоннельной триангуляции следует располагать не реже, чем через 3 км вдоль трассы тоннеля и не далее 2 км от нее.

2.3. В случаях когда вместо тоннельной триангуляции в составе геодезической разбивочной основы прокладывается тоннельная полигонометрия, ее точность должна соответствовать требованиям, установленным в табл. 2.

2.4. На поверхности вдоль трассы тоннеля в составе геодезической разбивочной основы должна прокладываться основная полигонометрия в виде системы замкнутых полигонов или одиночных ходов, расположенных между пунктами тоннельной триангуляции и тоннельной полигонометрии.

Основную полигонометрию допускается использовать в качестве самостоятельной геодезической разбивочной основы для строительства тоннелей, длина которых не превышает 1 км.

Основная полигонометрия должна удовлетворять следующим требованиям:

длины сторон следует принимать от 100 до 300 м;

относительная невязка в периметре хода не должна превышать: 1:35 000 - для тоннелей длиной более 0,5 км и 1:20 000 - для тоннелей длиной менее 0,5 км;     



Таблица 1

Общая длина тоннеля, L км

Раз- ряд три- ан- гуля- ции

Длина сторон триан- гуля- ции, км

Средняя квадра- тическая погреш- ность измерен- ного угла, подсчи- танная по невязкам в треу- гольниках

Допус- тимая невяз- ка тре- уголь- ника

Относи- тельная погреш- ность измерения длины базиса

Средняя относи- тельная погреш- ность выходной стороны

Допус- тимое увели- чение бази- сной сети ром- бичес- кого вида

Относи- тельная погреш- ность опреде- ления длины наибо- лее слабой стороны сети

Средняя погреш- ность измере- ния дирек- ционного угла более слабой стороны сети


Более 8


I-T


4-10


±0,7''


±3''


1:800 000


1:400 000


2,5


1:200 000


±1,5''

От 5 до 8

  

II-T

  

2-7

  

±1''

  

±4''

  

1:500 000

  

1:300 000

  

2,5

  

1:150 000

  

±2''

  

От 2 до 5

  

III-T

  

1,5-5

  

±1,5''

  

±6''

  

1:400 000

  

1:200 000

  

3

  

1:120 000

  

±3''

  

От 1 до 2

  

IV-T

  

1-3

  

±2''

  

±8''

  

1:300000

  

1:150000

  

3

  

1:70000

  

±4''

  


Примечание. В таблице длина учитывает случай сооружения тоннеля из двух крайних его точек. При наличии промежуточных стволов или штолен необходимо определять величину по формуле: , где - общая длина тоннеля; - среднее расстояние между смежными точками открытия фронта тоннельных работ.



Таблица 2

Длина тоннеля, км

Раз- ряд тон- нель- ной

Дли- на сто- рон, км

Средняя квадратическая погрешность измеренного угла поворота

Средняя относительная погрешность измерения стороны

Допустимые относительные погрешности хода

  

поли- гоно- мет-

  

по оцен- ке  

оценка, по много-

для криво- линейного тоннеля

для прямо- линейного

для криво- линей-

для прямолинейного тоннеля

  

рии

  

на стан- ции

кратным измере- ниям и невяз- кам фигур

 

тоннеля

ного тоннеля

по попе- речному сдвигу

по продоль- ному сдвигу


Более 8


I-T


3-10


±0,4''


±0,7''


1:300 000


1:150 000


1:200 000


1:200 000


1:100 000

От 5 до 8  

II-T  

2-7  

±0,7''

±1''

1:200 000  

1:100 000  

1:150 000

1:150 000

1:70 000

От 2 до 5  

III-T  

1,5-5  

±1''

±1,5''

1:150 000  

1:70 000  

1:120 000

1:120 000

1:60 000

От 1 до 2

IV-T

1-3

±1,5''

±2''

1:100 000

1:50 000

1:70 000

1:70 000

1:40 000


величина средней квадратической погрешности измеренного угла не должна превышать ±3'';

при измерении линий коэффициент случайного влияния не должен превышать 0,0003, а коэффициент систематического влияния - 0,00001.

Измерения углов и линий следует проводить дважды с интервалом по времени не менее суток.

2.5. Вместо основной полигонометрии на открытой пересеченной местности надлежит строить аналитические сети в виде цепей или сетей треугольников, опирающихся на пункты тоннельной триангуляции. Допускается также вставка одиночных пунктов аналитической сети для передачи координат через порталы, стволы, боковые штольни.

Длины сторон аналитической сети должны приниматься от 300 до 600 м, величины угловых невязок в треугольниках не должны быть более ±10''.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs