5 ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ЭЛЕМЕНТНЫХ СМЕТНЫХ НОРМ И ЦЕН
НА ВИДЫ РЕСУРСОВ
5.1 Правила определения сметной стоимости эксплуатации
строительных машин
5.1.1 Сметная стоимость эксплуатации машин, занятых в строительном производстве (далее именуются «строительные машины» или «машины»), определяется исходя из времени работы машин, необходимого по нормам для выполнения установленного объема строительных, монтажных, ремонтно-строительных и других работ (далее именуются «строительно-монтажные работы»), и сметных расценок на эксплуатацию строительных машин, рассчитанных на единицу времени их применения (т.е. на 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин).
5.1.2 Сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин предназначаются для разработки элементных сметных норм и расценок (СНиР) и ресурсных сметных норм на строительно-монтажные работы, составления сметной документации, а также для расчетов за выполняемые обслуживающие процессы, продолжительность которых определяется на основе конкретных данных соответствующего проектного решения в ходе его осуществления и на которые указанные нормативы, как правило, не разрабатываются (искусственное водопонижение, водоотлив, закрепление грунтов, цементация, тоннельная проходка, общешахтные расходы при горных проходках и др.).
Указанные нормы и расценки разрабатываются в порядке, устанавливаемом Минстроем России, и группируются в базисном уровне сметных цен в составе «Сборника сметных норм и расценок на строительные машины»*.
_____________________
* На 01.04.95 действует "Сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (СНиП 4.03-91)".
5.1.3 Стоимость 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин, которая учитывается в сметных расценках на строительные машины, включает в себя:
норматив постоянных эксплуатационных затрат (А - в руб/маш.-ч), т.е. нормативные отчисления на полное восстановление машин;
норматив оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием и управлением строительными машинами, (3 - в руб/маш.-ч; чел.-ч/маш.-ч);
норматив затрат на замену быстроизнашивающихся частей (Б - в руб/ маш.-ч);
норматив затрат энергоносителей (Э - в руб/маш.-ч; кг (кВт)/маш.-ч);
норматив затрат смазочных материалов (С - в руб/маш.-ч);
норматив затрат гидравлической жидкости (Г - в руб/маш.-ч; кг/маш.-ч);
норматив затрат на все виды ремонтов машин, их техническое обслуживание и диагностирование (Р - в руб/маш.-ч);
норматив затрат на перебазирование машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую (П - в руб/ маш.-ч).
5.1.4 Норматив постоянных эксплуатационных затрат (амортизационные отчисления на полное восстановление машин) определяется исходя из произведения балансовой стоимости машины и годовой нормы амортизационных отчислений на полное восстановление по соответствующему виду машин (в процентах в год), деленного на нормативный годовой режим эксплуатации этой машины.
5.1.5 Норматив оплаты труда звена (команды) рабочих, управляющих машиной, определяется исходя из принятой в организации системы оплаты труда и уровня заработной платы (базисного, фактического или прогнозного), соответствующего применяемым тарифным ставкам, премиям и другим выплатам, предусмотренным действующим законодательством.
5.1.6 Норматив затрат на замену быстроизнашивающихся частей определяется исходя из средневзвешенной свободной (рыночной) цены быстроизнашивающихся частей (их комплекта) на соответствующую машину, отнесенной к средневзвешенному нормативному ресурсу указанного комплекта машины.
5.1.7 Нормативы затрат на энергоносители, смазочные материалы и гидравлическую жидкость определяются умножением соответствующих цен на нормы их расхода, которые принимаются по действующим руководствам, паспортным данным или устанавливаются расчетным путем.
5.1.8 Нормативы затрат на ремонт и техническое обслуживание машин данного вида, типа или типоразмерной группы определяются исходя из произведения балансовой стоимости машины и нормы годовых затрат на ее ремонт и техническое обслуживание, отнесенного к нормативному годовому режиму эксплуатации машины.
При этом норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машины может быть рассчитана путем деления величины среднегодовых затрат на все виды ремонтов и техническое обслуживание машины данного вида, типа или типоразмера на среднегодовую балансовую стоимость этой машины. В этой норме и в величине среднегодовых затрат на все виды ремонтов и техническое обслуживание машин соответствующего вида, типа или типоразмерной группы учитываются также накладные расходы базы механизации, у которой на балансе числится данная техника.
5.1.9 Нормативы затрат на перебазирование машин с одной строительной площадки на другую, как правило, учитываются в составе «Сборника сметных норм и расценок на строительные машины». При этом должны быть предусмотрены:
способ перебазирования - своим ходом, на буксире, на трейлере (с демонтажем или без демонтажа машины);
расстояние (время) перебазирования, включая затраты на монтаж, демонтаж, погрузку, разгрузку и перевозку машины;
состав автотранспортных средств - количество и марки тягачей, прицепов, машин сопровождения;
вид и типоразмерная группа крана, применяемого на монтаже, демонтаже, погрузке и разгрузке машины;
количественный и квалификационный состав звена рабочих, занятых на перебазировании машины (без учета обслуживающего персонала машины, подлежащей перебазированию).
5.1.10 Аналогичный порядок может применяться и при разработке индивидуальных сметных норм и расценок, которые учитывают конкретные условия соответствующих строек (в том числе линейных и специализированных).