Действующий

Об обращении депутатов Законодательного собрания Ленинградской области к Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В.Грызлову по вопросу о разработке ...

2.3. Музей "Дом станционного смотрителя"


В деревне Выра Гатчинского района находится "Дом станционного смотрителя" - первый в нашей стране музей литературного героя, созданный по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". Это памятник ушедшего в прошлое дорожного быта России. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.

В настоящее время музей "Дом станционного смотрителя" - филиал ЛО ГУК "Музейное агентство".

История станции началась в 1800 году, когда ее для удобства перевели из соседнего села Рождествена. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. К 40-м годам XIX века Вырская станция представляла собой уже целый комплекс построек: два каменных корпуса, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, две деревянные конюшни, кузница, амбар, колодец окаймляли мощеный двор, образуя замкнутое каре, которое соединялось с трактом подъездной дорогой.

Много раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связало станцию с сюжетом повести "Станционный смотритель". Легенду о том, что именно здесь разыгрались события, описанные в пушкинской повести, отчасти вызвал к жизни сам поэт. Гусар Минский едет из Смоленска в Петербург Белорусским трактом через Выру. Станция расположена близ Петербурга (смотритель идет искать дочь пешком). Имя станционного смотрителя, Самсон Вырин, образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью.

Реставрационные работы по Вырскому комплексу проводились в 70-80-е годы прошлого века. Тогда был воссоздан полный комплекс станции, включая конюшни, сараи, шорную мастерскую, кузницу, пожарную каланчу. Перед воротами станции была воссоздана часовня. Большой вклад в развитие музея внесли его бывший директор. Заслуженный работник культуры В.М.Якушева, и архитектор А.А.Семочкин.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, вход на "чистую половину для проезжающих", вторая половина дома - ямщицкая. Здесь стоит огромная русская печь. В ней готовили пищу, а на просторных полатях спали ямщики. Постелью служила солома, одеялами - полушубки. В печурках сушили лапти, онучи, рукавицы. На стенах висят хомуты с колокольцами, упряжь с серебряными и медными украшениями, каретные фонари. В красном углу - иконы, среди них святой Власий - покровитель лошадей.

Музей проводит большую культурно-массовую работу. Здесь организуются литературные встречи, праздники поэзии, пушкинские чтения. В музее работает школа юного почтовика, активно развиваются народные промыслы и ремесла - кружевоплетение, вышивка, прядение, роспись по тесту, лоскутное шитье. Ежегодно музей посещают свыше 25 тысяч человек. Музей обладает уникальной коллекцией дорожного быта, этнографической коллекцией. Особую часть музейного собрания представляют предметы, подаренные посетителями музея. Они составляют основную часть экспозиции, которая так и называется "Дары наших посетителей". Музей крайне нуждается в фондохранилище, так как в составе его коллекций имеются предметы государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

В настоящее время созрела необходимость в создании соответствующей инфраструктуры, где мы могли бы увидеть выставочный и лекционный залы, рабочие кабинеты, библиотеку, комфортабельное рекреационное пространство, зону отдыха, удобную стоянку, а также в организации питания и прочих сфер услуг, удовлетворяющих требованиям посетителей.