Наличие нормативно-правовой базы, практического опыта стратегического планирования и реализации целевых программ способствует созданию наиболее благоприятных и привлекательных условий для поступательного социального и экономического развития, привлечения инвестиций, рационального использования государственных ресурсов.
В настоящее время актуальными становятся процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти Ленинградской области. При этом качество решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и использования альтернативных подходов к решению поставленных задач.
Прогноз развития сложных и слабо формализуемых систем, какими являются комплексы социальной, экономической и общественной сфер жизнедеятельности, не может основываться только на субъективных оценках представителей органов государственного управления.
Практика последних лет показала, что метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов к конкретной ситуации приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств.
Подпрограмма "Развитие социальных коммуникаций и обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в Ленинградской области" (далее - подпрограмма) включает исследование, анализ, оценку развития и прогнозирование социально-экономических процессов, выбор целей и формирование механизмов их достижения на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды и осуществляется в отраслевом и территориальном разрезах исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем при реализации государственной политики могут возникнуть объективные и субъективные проблемы, затрудняющие достижение запланированных целей и снижающие степень общественной поддержки плановых мероприятий.
Своевременно избежать влияния негативных факторов на реализацию государственных программ, выявить причины, вызывающие их появление, оценить и дифференцировать наиболее существенные с точки зрения населения проблемы помогают комплексный мониторинг состояния социально-экономического развития муниципальных образований, изучение общественного мнения по широкому спектру социальных, экономических политических вопросов.
Целью подпрограммы является реализация мероприятий по регулярному комплексному мониторингу социально-экономической ситуации в Ленинградской области (далее - мониторинг).
Объект мониторинга - общественное мнение, структурированное по социально-демографическим параметрам и демонтирующее в себе отношение граждан к мероприятиям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, тенденциям развития муниципальных образований, а также к органам власти и социальным институтам, обеспечивающим решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области.
Субъектом мониторинга является население Ленинградской области (от 18 лет и старше). Размер выборочной совокупности по каждому опросу - 1300 человек, что обеспечивает максимальную ожидаемую статистическую погрешность одномерных распределений не более 2,8 процента для уровня надежности 95,4 процента.
Предмет исследований в рамках мониторинга - события, процессы, явления, связанные с реализацией государственной политики на территории Ленинградской области, экономическими, социальными, политическими и другими интересами различных групп населения, в том числе плановые мероприятия Программы.
В рамках мониторинга планируется проведение работы по следующим базовым направлениям:
материальные вопросы, обусловленные макроэкономической ситуацией в Российской Федерации и уровнем социально-экономического развития Ленинградской области;
социальные вопросы, связанные с развитием общества и процессами, происходящими в Ленинградской области;
вопросы несовершенства информационного поля, неэффективности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации;
социально-политические вопросы, обусловленные трудностями становления и развития демократических институтов и институтов гражданского общества.
Комплекс аналитических и социологических исследований осуществляется по следующим темам:
1. Оценка экономических и социальных проблем жителей Ленинградской области.
2. Оценка состояния основных сегментов социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры в Ленинградской области в целом и в муниципальных образованиях.
3. Политические установки, настроения жителей Ленинградской области, доверие к политическим партиям, общественным и политическим лидерам.
4. Образ муниципальной власти, ее авторитет, отношение населения к органам местного самоуправления, оценка качества их работы, степени компетентности, явления коррупции и злоупотреблений.
5. Изучение занятости, безработицы, трудоустройства, в том числе молодежи.
6. Изучение состояния и проблем жилищного и коммунального хозяйства муниципальных образований Ленинградской области.
7. Оценка эффективности и проблем работы малого и среднего бизнеса.
8. Оценка состояния сферы торговли и обслуживания населения.
9. Изучение преступности и общественной безопасности.
10. Оценка транспортной инфраструктуры, в том числе состояния и эксплуатации автомобильных дорог (федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог).
11. Средства массовой информации в Ленинградской области: распространенность, влияние.
12. Молодежь и молодежная политика, роль власти и общественных объединений.