Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к органам власти.
В целях реформы местного самоуправления принят Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления в силу (со дня официального опубликования указанного Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период). В рамках проводимой реформы местного самоуправления ранее были приняты федеральные законы от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указанные федеральные законы направлены на обеспечение в том числе законодательной основы широкомасштабной реформы местного самоуправления. Целями реформы являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан.
Следует отметить, что без постоянной государственной поддержки развития местного самоуправления, которая является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти, муниципальные образования не смогут эффективно исполнять полномочия, отнесенные к их ведению, участвовать в укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
В Программе определены основные направления государственной поддержки развития муниципальных образований и реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
Основной целью Программы является способствование осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономической и политической реформ на муниципальном уровне.
В настоящее время на территории Ленинградской области сформирована двухуровневая система местного самоуправления: на уровне поселений и на уровне муниципальных районов. В соответствии с областными законами вся территория Ленинградской области разграничена между городскими и сельскими поселениями и городским округом. Всего образовано 222 муниципальных образования, в том числе 17 муниципальных районов, 1 городской округ, 62 городских и 142 сельских поселения. В каждом муниципальном образовании сформированы в соответствии с требованиями федерального законодательства органы местного самоуправления, которые в настоящее время испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах. При общей численности 5015 муниципальных служащих за 2006-2007 годы обучение прошли 870 муниципальных служащих. При этом в настоящее время существенную потребность в подготовке и повышении квалификации кадров, по данным органов местного самоуправления муниципальных образований, составляет более 1700 человек в сферах управления и финансов, что было учтено при составлении Программы. В 2008 году вне Программы повышение квалификации пройдет свыше 390 человек (стоимость обучения 3100 тысяч рублей). Постоянные изменения федерального законодательства требуют регулярного проведения курсов повышения квалификации кадров органов местного самоуправления и краткосрочных семинаров, совещаний, научно-практических конференций с руководителями и заместителями руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований по актуальным проблемам, возникающим при решении вопросов местного значения.
Одним из основных направлений в решении вопросов местного значения органами местного самоуправления является принятие различных муниципальных правовых актов. В рамках Программы предполагается разработка типовых нормативных правовых актов, а также выработка единых методических рекомендаций по решению вопросов местного значения.
Кроме того, принятие Программы позволит в перспективе привлечь дополнительные средства как бюджетов муниципальных образований Ленинградской области, так и федерального бюджета, предусмотренные на реализацию Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления, выделяемые при условии совместного финансирования.
Решение изложенных проблем программно-целевым способом обусловлено комплексностью проводимых мероприятий в рамках реализуемой Программы и экономической целесообразностью от централизованного решения поставленных задач.