По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге общая площадь складских объектов составила 6290 тыс.кв.м, что на 26,7 процента больше аналогичного показателя по итогам 2003 года. В структуре общей площади складских объектов 88,7 процента составляют отдельно стоящие здания и 11,3 процента - встроенные помещения. Негативная тенденция увеличения площади встроенных помещений, используемых под складские нужды, сохраняется, однако их доля в общей площади складских помещений в Санкт-Петербурге постепенно снижается.
По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге площадь производственных и торгово-распределительных крытых складских объектов составила 1136,3 тыс.кв.м и 4657,3 тыс.кв.м соответственно. На долю крытых складских объектов внешнего транспорта приходится 528,9 тыс.кв.м. Производственные и торгово-распределительные терминалы занимают территорию общей площадью 59,7 га и 322,1 га соответственно. Площадь территории, занимаемой терминалами внешнего транспорта, составила 308,9 га, из которых 240,2 га приходится на долю терминалов Большого порта Санкт-Петербург (далее - Порт).
По состоянию на 01.01.2008 в Санкт-Петербурге сформировались 14 основных территорий размещения объектов ТСИ в соответствии со схемой фактического размещения объектов терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга согласно приложению N 2 к Концепции.
Основная часть указанных территорий сосредоточена в Порту и на прилегающей к нему территории.
Складские объекты распределены на территории Санкт-Петербурга по трем основным поясам.
Первый пояс охватывает центральные районы Санкт-Петербурга (Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Центральный), в которых сконцентрировано около 200 тыс.кв.м крытых складских помещений. На этих территориях в основном сосредоточены склады, расположенные во встроенных помещениях, а новые объекты из-за ограниченности земельных ресурсов практически не строятся.
Второй пояс располагается на занимаемых объектами промышленного назначения территориях, окружающих центральные районы Санкт-Петербурга. В него входят территории со значительными площадями промышленной застройки, на которых складские объекты занимают более 2035 тыс.кв.м. Основная часть таких объектов сосредоточена в Выборгском, Калининском, Красногвардейском, Невском и Московском районах Санкт-Петербурга. Характерной особенностью этого пояса является неудовлетворительная транспортная доступность и значительное количество затрудняющих движение автотранспорта пересечений улично-дорожной сети (далее - УДС) с подъездными железнодорожными путями к промышленным предприятиям.
Третий пояс включает занимаемые объектами промышленного назначения территории, расположенные вдоль входов основных магистралей на территорию Санкт-Петербурга, а также в удаленных от центра районах Санкт-Петербурга - Кронштадтском, Курортном, Петродворцовом, Красносельском, где площадь складских объектов превышает 3555 тыс.кв.м.
Основная часть складов в Санкт-Петербурге представлена помещениями классов "В" и "С": на их долю приходится 88 процентов общей площади складских объектов (46 процентов и 42 процента соответственно). Складские объекты класса "В" преобладают в структуре складских объектов в Санкт-Петербурге с 2003 года, что является результатом инвестиций собственников и арендаторов в складские объекты класса "С".
Распределение современных складов класса "А" и "В+" по территории Санкт-Петербурга в настоящее время неравномерно и неоптимально. В основном складские объекты указанных классов создаются на уже сложившихся территориях, занимаемых объектами промышленного назначения. В частности, наблюдается тенденция концентрации таких складов на территории производственной зоны "Парнас" и в районе Софийской ул. На территории производственной зоны "Предпортовая-1" сформировался комплекс объектов ТСИ Санкт-Петербурга с признаками логистической деревни. Одновременно идет процесс формирования крупных зон размещения современных объектов ТСИ Санкт-Петербурга на территории производственной зоны "Шушары-3" и вдоль участков кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (далее - КАД).
По состоянию на 01.01.2008 было реализовано 114 крупных проектов строительства объектов ТСИ Санкт-Петербурга, из которых 79 находились в стадии проектирования и строительства, 9 - в стадии проведения изыскательских работ и 26 - в стадии предварительной проработки. Общая площадь земельных участков, на которых предполагается размещение объектов ТСИ Санкт-Петербурга в рамках этих проектов -348,1 га, оценочная общая площадь складских объектов (все очереди) - 2554,5 тыс.кв.м. Компании логистического сектора предполагают создать складские объекты общей площадью 2151,7 тыс.кв.м (55 проектов), промышленные предприятия - 231,2 тыс.кв.м (42 проекта), торговые компании - 171,5 тыс.кв.м (17 проектов).
Основной проблемой, с которой сталкиваются компании при реализации указанных проектов, является резкий рост стоимости строительства на ранее не освоенных территориях и, как следствие, - дефицит инвестиционных ресурсов.
В результате этого значительная часть проектов по строительству объектов ТСИ Санкт-Петербурга реализуется с задержкой сроков ввода указанных объектов в эксплуатацию в среднем на полтора-два года. Согласно данным о выданных разрешениях на строительство основной объем ввода новых складов должен был наблюдаться в 2006 и 2007 годах (276 тыс.кв.м и 160 тыс.кв.м соответственно). Однако показатели фактического ввода складов в эксплуатацию в 2006 году (108,5 тыс.кв.м) были значительно ниже прогнозных. Сроки завершения реализации целого ряда проектов, первоначально предполагавших ввод складских объектов в эксплуатацию в 2006 году, к настоящему времени перенесены на 2008-2009 годы.
Таким образом, существующий уровень развития ТСИ Санкт-Петербурга характеризуется следующими негативными тенденциями:
несбалансированностью спроса и предложения по объемам и функциональному назначению ТСИ;
несбалансированностью спроса и предложения по размеру и качеству складских объектов;
неоптимальностью размещения существующих объектов ТСИ на территории Санкт-Петербурга;
несогласованностью планов реализации крупных проектов развития ТСИ с проектами развития инженерной и транспортной инфраструктур;
отсутствием достаточного количества объектов ТСИ с возможностью железнодорожной погрузки.