Действующий

О Концепции развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга

4. Прогноз развития ТСИ Санкт-Петербурга


Согласно отраслевым прогнозам на период до 2025 года ежегодные темпы увеличения грузопотока в Санкт-Петербурге составят в среднем 6,7 процента. Значительные изменения произойдут в товарной структуре грузопотока и в первую очередь они коснутся Порта (будет снижаться доля навалочных и наливных грузов, доля контейнерных и скоропортящихся грузов будет возрастать).

В течение ближайших 10 лет прогнозируется устойчивое увеличение контейнерного грузопотока в Порту (в два - два с половиной раза), повысится спрос на услуги по "затарке" ("растарке") контейнеров, которые целесообразно выполнять на тыловых терминалах Порта ("сухих портах").

Важным изменением на рынке транспортно-логистических услуг Санкт-Петербурга станет формирование значительного по объему спроса на услуги по дистрибуции товаров в пределах торгово-распределительной сети Санкт-Петербурга. Улучшение транспортной доступности Санкт-Петербурга позволит увеличить численность населения, обслуживаемого ТСИ Санкт-Петербурга, до 12 млн.чел. Совокупная потребительская база сформирует к 2025 году 42,6 млн.т потребительских грузов, которые будут распределяться с объектов ТСИ Санкт-Петербурга.

Согласно проведенным расчетам к 2025 году площадь необходимой ТСИ в Порту должна составлять 4300-5600 тыс.кв.м, что возможно только при условии развития новых портовых территорий.

К 2025 году потребности промышленности и торговли Санкт-Петербурга должны обеспечить 8240 тыс.кв.м крытых складских объектов. Площадь складов, выполняющих функции региональных дистрибутивных центров, к 2025 году должна составить 2580,9 тыс.кв.м, из которых на долю складов класса "А" должно приходиться 1919,5 тыс.кв.м, а на долю современных низкотемпературных складов - 375 тыс.кв.м.

Согласно Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 741 (далее - Стратегия развития ТЛК Санкт-Петербурга), ТЛК Санкт-Петербурга будет развиваться по инновационному пути и объекты ТСИ Санкт-Петербурга к 2025 году потребуют для своего размещения 2530 га. Однако если качество услуг указанных объектов (производительность складских и терминальных операций) останется на существующем уровне, требуемая площадь земельных участков должна быть в три раза больше - 5015 га. В этом случае развитие грузовой базы (спроса на услуги по ее обработке на объектах ТСИ Санкт-Петербурга) предполагает уже к 2015 году дефицит для размещения необходимых объектов в 35 га, а к 2025 году - в 2300 га. При этом к 2015 году основной проблемой станет отсутствие территории для освоения перспективного грузопотока Порта. Дефицит для размещения портовых терминалов достигнет 100-150 га.

В условиях увеличения спроса на услуги современных объектов ТСИ Санкт-Петербурга и дефицита предложения таких объектов на рынке складских услуг проекты по строительству объектов ТСИ Санкт-Петербурга в целом становятся достаточно привлекательными для инвесторов.

Однако инвестиционная деятельность в сфере развития ТСИ Санкт-Петербурга отличается следующими признаками:

значительный объем инвестиций осуществляется в наиболее экономически выгодные проекты, которые реализуются на инженерно подготовленных территориях, большинство из которых расположено на занимаемой объектами промышленного назначения территории, ограниченной пр.Стачек, Старопетергофским пр., Обводным кан., р.Невой и северным железнодорожным полукольцом. Это приводит к закреплению неоптимальной схемы размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга;

наряду с частными инвесторами, финансирующими строительство складских объектов небольшой площади (5-10 тыс.кв.м), на рынке появились сетевые компании из Москвы и из-за рубежа, инвестирующие финансовые средства в строительство складских объектов площадью более 150 тыс.кв.м.

Указанные обстоятельства способствуют развитию такой ситуации на рынке объектов ТСИ Санкт-Петербурга, когда в результате реализации всех инвестиционных проектов общая площадь складов будет значительной, но дефицит качественных и удобно расположенных объектов ТСИ Санкт-Петербурга, удовлетворяющих необходимым требованиям складских операторов и их клиентов, сохранится. С учетом фактора ограниченности земельных ресурсов в Санкт-Петербурге неуправляемое развитие рынка только замедлит процесс оптимизации качественной структуры и размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга.

Таким образом, в настоящее время ТСИ Санкт-Петербурга не отвечает требованиям как текущего, так и прогнозного спроса по количественным и качественным показателям, а также по территориальному размещению.