Работы по устранению гололеда и скользкости имеют первостепенное значение при создании условий безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Устранение гололеда и скользкости следует проводить в первую очередь на участках с крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных сооружениях и подъездах к ним, а также во всех других местах, где часто возникает необходимость торможения. Скользкость на дороге возникает вследствие некачественной снегоочистки, в результате чего на дороге в течение длительного времени в полосе движения транспортных средств остаются уплотненный снег и лед. Скользкость возникает также на дорогах при образовании гололедных пленок в результате атмосферных явлений.
К работам, обеспечивающим устранение гололеда и скользкости, помимо непосредственного распределения ПГМ (технической соли, ПСС), относятся:
пробег на заправку противогололедными материалами (в среднем 6 км);
погрузку ПГМ в кузов распределителей.
Гололед устраняется следующими способами:
активным;
профилактическим или пассивным.
Применение профилактического способа возможно при надежных прогнозах о возникновении гололеда. В случае возникновения скользкости используется только пассивный способ, так как применительно к скользкости профилактический способ состоит в своевременной уборке в полосе движения транспорта на дорогах снежно-ледяных образований или принятии мер, исключающих возникновение гололедных пленок.
При профилактическом способе техническая соль распределяется на дорожном покрытии до образования гололеда. Гололед - тонкая пленка льда - образуется при температуре, близкой к 0°С, при замерзании атмосферной влаги на дороге или дождя, выпадающего на дорогу, имеющую низкую температуру. Благодаря наличию технической соли и влаге на дороге образуется раствор технической соли, не замерзающий при этой температуре, и вместо гололедной пленки дорога оказывается увлажненной образовавшимся раствором.