Недействующий

Об утверждении технологического регламента производства работ по комплексной уборке улично-дорожной сети Санкт-Петербурга (с изменениями на 12 декабря 2007 года) (утратило силу с 22.01.2014 на основании распоряжения Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 16.01.2014 N 3-р)

Показатели технологического процесса механизированного
удаления снежно-ледяных образований

Место образования снежно-ледяного наката или льда

Оптимальная температура уборки

Продолжительность этапов, час

Выдержка после снегопада

Обработка технической солью, не более

Интервал

Скалывание, не более

Проезжая часть после снегоочистки (аварийный способ)

не ниже -8°С

В кратчайшие сроки после образования

0,5

от 3 до 4

1

Прилотковая часть дороги после удаления валов снега (профилактический способ)

не ниже -12°С

наката и льда*

1,0

не более 16

24

_______________

* При снегопаде интенсивностью 0,5-1 мм/час - 2 часа, при снегопаде интенсивностью 1 мм/час - 1 час.

Период обработки технической солью выбран для работы в прилотковой полосе с учетом свободного времени до момента образования вала снега, чем объясняется сравнительно небольшое время, отведенное на ее выполнение. Что касается обработки технической солью уже образовавшегося слоя льда, то в связи с небольшими площадками, покрытыми льдом, она обычно занимает всего несколько минут.

При уборке снежно-ледяных образований в прилотковой полосе их скалывание должно быть осуществлено в возможно короткие сроки после удаления вала снега.

Особое значение имеет интервал при производстве работ по аварийному способу. Установлено, что при высоте слоя льда 20 мм продолжительность процесса образования накатов и разрушения пограничного с дорогой слоя льда составляет около 3-4 часов. Увеличение периода выдержки при возможном понижении температуры может привести к повторному образованию сил смерзания и негативному результату работ. Скалывание льда при аварийном способе должно производиться в кратчайшие сроки. В прилотковой полосе скалывание льда необходимо закончить до снегопада и образования новых валов снега.

Очередность скалывания льда устанавливается на основании значимости улиц.

Распределение технической соли при помощи распределителей производится при профилактическом способе на прилотковой части дороги до перемещения на нее вала снега при первом снегопаде или за 2-3 дня до первых снегопадов полосой, не превышающей 3 м.

При распределении противогололедных материалов необходимо исключать попадание технической соли на тротуар и полосы зеленых насаждений, а также на асфальтобетон, расположенный вне размещения будущего вала снега.

Технологические рекомендации, приведенные в таблице, даны для условий, когда слой льда, образовавшийся на дороге, имеет высоту около 20 мм. Скалывание льда высотой более 20 мм производится путем повторения операций число раз, кратное 20 мм высоте слоя льда. Скалывание льда по аварийному способу рекомендуется производить в вечерние и утренние часы суток, т.е. в период прекращения движения транспортных средств, колесами которого техническая соль может быть сброшена до ее опускания в слой льда. В связи с этим слои льда, по высоте превышающие 20 мм, могут убираться в течение 2 суток.

Механизация работ по скалыванию льда и снежно-ледяного наката осуществляется при помощи распределителей, отрегулированных на соответствующую норму расхода технической соли (50 г/м).

При строгом соблюдении приведенной технологии и преимущественно в конце зимнего периода возможно для скалывания льда применять скалыватели уплотненного снега, обеспечивающие пассивное воздействие на слой льда.

Удаление снега и скола уплотненного снега и льда

Своевременное удаление снега и скола обеспечивает нормальную пропускную способность улиц и, кроме того, уменьшает возможность возникновения снежно-ледяных образований под валами и кучами снега при колебаниях температуры воздуха.

Снег и скол, собранные в валы и кучи, удаляются следующими способами:

безвывозным;

вывозным;

комбинированным.

Применение конкретного способа удаления устанавливается в зависимости от результата анализа местных условий и имеющихся возможностей.

Затраты на удаление снежно-ледяных образований велики и зачастую превышают все остальные затраты на производство работ по зимней уборке, поэтому при организации этих работ должны быть внедрены такие способы, которые обеспечивают при их применении минимальные затраты в течение всего зимнего периода.

Безвывозной способ является самым простым, дешевым и поэтому рекомендуемым к наиболее широкому распространению. На улицах шириной до 20 м при движении транспорта с небольшой интенсивностью снег складируется в валах в прилотковой полосе дороги до конца зимнего периода.

Для складирования также могут быть использованы свободные территории, прилегающие к убираемым улицам.

Работы при складировании снега состоят в основном в перемещении его из вновь образованного после снегопада вала в основной вал, предназначенный [для] складирования и хранения снега в течение всего периода. Если для складирования используется свободная территория или расположенная вблизи прилотковая полоса, то переброска и укладка снега ведутся строго направленно.

Перечисленные работы выполняются при помощи роторных снегоочистителей, снабженных направляющим аппаратом и козырьком, управляемым из кабины водителя. Если имеется необходимость только в расширении складируемого вала, то эта работа может быть механизирована при помощи совков-разгребателей, бульдозеров или автогрейдеров.

Вывозной способ является самым распространенным, но вместе с тем дорогим. В первую очередь этот способ должен применяться на узких магистралях с интенсивным движением транспортных средств. Образованный после снегопада вал снега разрушается и уплотняется колесами транспорта, что резко усложняет последующую уборку. Поэтому на этих улицах необходимо незамедлительно организовывать погрузку снега и вывоз. Вывозной способ применяется также на наиболее важных магистралях, отличающихся повышенной интенсивностью движения обычного и пассажирского транспорта. Этот способ состоит в погрузке из валов и куч снега в транспортные средства для вывоза его на места складирования.

Для надлежащего качества работ, прежде всего для обеспечения требуемого состояния прилотковой полосы, валу снега необходимо предавать форму, удобную для последующей погрузки, выполнять вспомогательные работы, обеспечивающие надлежащее содержание бортового камня и прилегающей к нему полосы дороги шириной около 0,5 м, осуществлять удаление снега в возможно короткие сроки после очередного снегопада для предотвращения при возможных колебаниях температуры (с переходом через 0°С) образования в основном вала снежно-ледяного наката и льда.

На широких магистралях после снегоочистки образуется 2-3 параллельно расположенных вала, которые при помощи роторного снегоочистителя формируются в один общий вал, размещенный вдоль бортового камня и удобный для погрузки. Двигаясь вдоль формируемого вала, роторный снегоочиститель при помощи направляющего аппарата перемещает снег вправо в основной вал, предназначенный для погрузки.