Удаление снежно-ледяных образований включает в себя следующие операции:
скалывание уплотненного снега;
скалывание снежно-ледяного наката и льда;
удаление снега и скола уплотненного снега и льда.
Скалывание уплотненного снега
Несоблюдение технологического процесса очистки покрытий от свежевыпавшего снега, а также резкое изменение метеорологических условий могут привести к возникновению на дорогах участков, покрытых уплотненным снегом. Уплотненный снег легко может превратиться в лед, поэтому необходимо удалить его в кратчайший срок после образования. Для этого надлежит после окончания снегоочистки проконтролировать качество работ на всем убираемом участке и выявить места, покрытые уплотненным снегом.
Уплотненный снег удаляется скалывателем-рыхлителем или автогрейдером, рассчитанными на скалывание уплотненного снега. Превращение уплотненного снега в снежно-ледяной накат и лед сопровождается резким повышением его прочности, поэтому применение скалывателей и автогрейдеров становится малоэффективным.
Скалывание снежно-ледяного наката и льда
Снежно-ледяной накат или лед образуются на проезжей части городских дорог в результате низкого качества снегоочистки и невыполнения работ по скалыванию уплотненного снега в кратчайшие сроки после его образования, а в прилотковой части дороги вследствие несвоевременного удаления валов снега. При длительном пребывании вала в прилотковой полосе и резком изменении температуры с переходом через 0°С нижние слои вала уплотняются и превращаются в снежно-ледяной накат или лед.
В отличие от первого случая образования льда, который носит аварийный характер, во втором случае возможно с большой вероятностью планировать в зависимости от особенностей климатических условий возникновение снежно-ледяного наката и льда на тех дорогах, где валы снега убираются со значительным опозданием. Полное, без остатка, скалывание льда механизированным путем достигается при условии снижения величины сил смерзания льда с дорожным покрытием при помощи химических материалов.
В первом случае образования льда применяется аварийный, во втором - профилактический способ скалывания льда и снежно-ледяного наката.
Выдержка меняет свою сущность в зависимости от места проведения работ. При проведении работ в прилотковой полосе под выдержкой следует понимать период между началом снегопада и началом работы по внесению технической соли. При скалывании уже образовавшегося слоя льда выдержка характеризует промежуток времени от момента образования льда до начала обработки его технической солью и должна иметь минимальное значение.