Организационно-функциональная модель СЗОУ - система, позволяющая выделить структурные компоненты СЗ, объединяющие специалистов сходной квалификации, их функциональные взаимосвязи, а также иерархию управления. Модель определяет алгоритм совместной деятельности специалистов СЗ по поэтапной реализации их профессиональных задач. Организационно-функциональная модель СЗОУ отражает логику ее функционирования и соответствует стратегическим направлениям ее развития.
Стратегической целью СЗОУ является построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада ОУ.
Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач, каждая из которых реализуется в совокупности функций, имеющих специфику в функциональных обязанностях специалистов СЗОУ:
1. Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов: наличие общей и оздоровительной инфраструктуры, создание условий для здорового питания, внедрение здоровьесозидающих образовательных технологий, построение научно обоснованного учебного режима, обеспечение двигательной активности обучающихся.
2. Повышение уровня культуры здоровья обучающихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
3. Создание условий для оздоровления обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков: углубленная диагностика здоровья и образа жизни обучающихся, разработка рекомендаций по построению индивидуальных образовательных и оздоровительных маршрутов, профилактика наркозависимости и других заболеваний, социальная защита и помощь.
4. Систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды: разработка и реализация программы здоровьесозидающей деятельности ОУ на основе единого мониторинга, подготовка специалистов и педагогического коллектива, обеспечение и координация деятельности и взаимодействия, обобщение и представление опыта.
Важность упорядочения здоровьесозидающей деятельности всех участников образовательного процесса создает необходимость организации в ОУ специального подразделения - службы здоровья. Целесообразно наличие в СЗ следующих организационных звеньев:
медицинского оргзвена, в которое в зависимости от возможностей ОУ входят медицинские работники (врач-педиатр, медсестра или фельдшер, медсестра-массажист и т.п.);
валеологического оргзвена, состоящего из педагогов, осуществляющих образование обучающихся в области здоровья и здорового образа жизни (педагог-валеолог, преподаватели ОБЖ, биологии, классные руководители, педагоги дополнительного образования и др.);
физкультурно-оздоровительного оргзвена, которое объединяет преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования (тренеров), специалистов по лечебной физкультуре и коррекционной гимнастике;
социально-педагогического и психологического оргзвеньев, которые включают в себя педагогов-психологов, социальных педагогов и специалистов по коррекционной педагогике (логопедов, дефектологов и т.п.);
информационно-технологического оргзвена, которое комплектуется из специалистов по информационным технологиям и других педагогов ОУ, имеющих базовую информационно-коммуникационную компетентность.
Вертикальная структура этой организации должна быть устойчивой и эффективно управляемой. Для этого СЗ должна подчиняться непосредственно руководителю ОУ; во главе СЗ должен находиться заместитель руководителя ОУ; минимальный состав СЗ предполагает наличие в ОУ не менее одного специалиста каждого оргзвена. Соблюдение принципа командного взаимодействия специалистов СЗ требует построения ее горизонтальной структуры по матричному типу, когда один и тот же специалист может одновременно входить в разные оргзвенья. Руководитель СЗ взаимодействует с двумя группами специалистов: с группой специалистов, ответственных за работу оргзвеньев, и с другими работниками ОУ, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение руководителям других подразделений и служб ОУ.
Технология создания СЗОУ состоит из следующих компонентов:
1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность СЗ в зависимости от условий конкретного ОУ: приказ о создании СЗОУ; положение о СЗОУ; договор с детской поликлиникой, обеспечивающий участие в СЗОУ медицинского работника; должностные инструкции руководителя и специалистов СЗОУ.
2. Подготовка команды специалистов СЗОУ. Так как специалисты СЗОУ имеют собственную профессиональную компетентность, их подготовку целесообразно осуществлять в рамках повышения квалификации по совместной образовательной программе; педагоги-валеологи, кроме того, должны приобрести эту специальность на основе переподготовки.
3. Проектирование деятельности СЗОУ на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды: выявление проблем и ресурсов ОУ в сопоставлении с общей региональной базой данных и построение целевой программы деятельности СЗОУ.
4. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и обучающих семинаров.
5. Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ как ресурс конструирования здоровьесозидающей образовательной среды.
Теоретическое обоснование и экспериментальный опыт создания и функционирования СЗОУ доказал необходимость и возможность развития СЗ в системе образования Санкт-Петербурга.