Действующий

Об утверждении Концепции создания службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

1. Анализ опыта обеспечения здоровья в системе
образования Санкт-Петербурга


Сформулированные в настоящем документе концептуальные положения основаны на результатах обобщенного анализа опыта обеспечения здоровья в ОУ Санкт-Петербурга.

Исследования показывают, что в системе образования Санкт-Петербурга накоплен значительный и разнообразный опыт решения этой проблемы. Однако неблагоприятная тенденция в здоровье обучающихся свидетельствует о недостаточной результативности этой работы, которая определяется следующими причинами.

Большинство ОУ реализует отдельные компоненты деятельности по обеспечению здоровья обучающихся, при этом отсутствие системной работы сказывается на ее общей результативности. Наиболее полно данная работа ведется в ОУ, которые провозглашают здоровье детей и подростков в качестве приоритетной цели своей инновационной деятельности.

В санкт-петербургской системе образования неоднократно создавались различные службы, построенные на основе взаимодействия профильных специалистов: впервые в Российской Федерации в 1994 году в городе была создана валеологическая служба (в 2000-2001 гг. она была практически свернута), в настоящее время функцию обеспечения здоровья в ОУ частично осуществляет психологическая служба. Однако доминирование одного профильного специалиста не может обеспечить системного решения проблемы. Опыт взаимосвязанной работы профильных специалистов в системе образования накоплен также в районных психолого-педагогических медико-социальных центрах; однако деятельность внешней по отношению к ОУ структуры неизбежно имеет преимущественно коррекционный характер и не может обеспечить системную работу конкретного ОУ по обеспечению здоровья обучающихся.

На преодоление разобщенности ОУ в данной сфере направлен также опыт сетевого взаимодействия инновационных ОУ при научно-методическом сопровождении, осуществляемом государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования: деятельность ОУ-лабораторий, из которых 5 ОУ совместно реализуют направление "Здоровьесберегающая образовательная среда"; участие 13 ОУ Санкт-Петербурга в федеральном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования (направление "Валеологическое сопровождение инновационной деятельности ОУ").

Анализ санкт-петербургского опыта показывает, что решение проблемы здоровья обучающихся в ОУ требует упорядочения опыта ОУ; консолидации ОУ, межведомственных и междисциплинарных структур и специалистов; постоянного научно-методического сопровождения деятельности ОУ по обеспечению здоровья обучающихся и включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования.