1.1. Понятия и определения, используемые в Приложении 3.
1.1.1. Грунтовая часть обочины автомобильной дороги - часть обочины, не имеющая дорожной одежды.
1.1.2. Диагностика автомобильной дороги - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования Автомобильной дороги, включая Дорожные сооружения, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дороги и дорожных сооружений в процессе дальнейшей Эксплуатации.
1.1.3. Дорожные сооружения - это сооружения, являющиеся конструктивными элементами Автомобильной дороги: искусственные сооружения (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, трубы и др.), защитные сооружения (снегозащитные лесонасаждения, постоянные снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, обвалов, оползней и др.), элементы обустройства дорог (остановочные площадки и павильоны для пассажиров, площадки отдыха, специальные площадки для остановки и стоянки автомобилей и др.).
1.1.4. Дорожные условия - совокупность транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП) Автомобильной дороги, имеющих непосредственное отношение к движению транспортных средств. Среди совокупности ТЭП выделены постоянные и переменные (временные и кратковременные) параметры и факторы. К постоянным отнесены параметры и характеристики дороги, не меняющиеся в процессе технической эксплуатации или меняющиеся очень редко (при реконструкции, модернизации или капитальном ремонте): параметры продольного профиля, радиусы кривых в плане, длина прямых и кривых.). К переменным временным или сезонным отнесены параметры и характеристики дорог, изменяющиеся в результате сезонных колебаний метеорологических условий и качества содержания дороги: ровность и сцепные качества покрытия, фактическая ширина проезжей части и обочин, откосов земляного полотна и элементов водоотвода, видимость проезжей части и полосы отвода, светоотражающая способность элементов технических средств организации дорожного движения и проезжей части, элементов, инженерного оборудования и обустройства. К переменным кратковременным отнесены факторы, влияющие на режим и безопасность движения в течение короткого времени (от доли часов до одного месяца): осадки, туман, гололед, ветер, метеорологическая видимость и др.
1.1.5. Зимнее содержание дороги - работы и мероприятия по защите Автомобильной дороги в зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега, предупреждению образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с наледями.
1.1.6. Исправное состояние - состояние, при котором система (объект) удовлетворяет всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации (включая требования Проекта).
1.1.7. Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ, при котором производится полное восстановление и повышение работоспособности дорожной одежды и покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, осуществляется смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и долговечные, в необходимых случаях повышаются геометрические параметры дороги с учетом роста интенсивности движения и осевых нагрузок автомобилей в пределах норм, соответствующих категории, установленной для ремонтируемой дороги, без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении дороги (за исключением случаев, указанных в пунктах 3.4.1 и 3.4.4 "Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденной распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации N ИС-5-р от 03.01.2002).
1.1.8. Качество дороги - степень соответствия всего комплекса технических и эксплуатационных показателей Автомобильной дороги, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания требованиям, согласованным Сторонами.
1.1.9. Краевая полоса - полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств, устанавливаемая в соответствии с Проектной документацией, а на этапе проектирования в соответствии с положениями ГОСТ Р 52398-2005. Ширина краевой полосы входит в ширину обочины.
1.1.10. Мониторинг - система сбора, обработки и хранения определенного вида информации с целью использования для принятия управленческих решений.
1.1.11. Неисправное состояние - состояние, когда система не удовлетворяет хотя бы одному из установленных требований.
1.1.12. Нормальные условия погоды - состояние погоды в летнее время, при котором температура воздуха равна 20°С, относительная влажность воздуха 50%, метеорологическая дальность видимости более 500 м, ветер отсутствует, а атмосферное давление 1013 МПа (760 мм рт.ст.) (п.4.1 СНиП 2.05.02-85, с последующими изменениями и дополнениями).
1.1.13. Обочина - боковая полоса земляного полотна, расположенная между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей, устройства краевой полосы, стояночных полос, установки барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.
1.1.14. Объекты для нужд эксплуатации - здания и сооружения, не являющиеся конструктивными элементами Автомобильной дороги, использующиеся для нужд ее эксплуатации.
1.1.15. Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву трав в полосе отвода, необходимых для защиты от снежных и песчаных заносов, ветровой и водной эрозии, для эстетического и архитектурно-художественного оформления дороги, а также работы по уходу за элементами озеленения.
1.1.16. Организация дорожного движения - комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на безопасное и наиболее эффективное распределение автомобилей в поперечном профиле и по длине дороги.
1.1.17. Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособности объекта.
1.1.18. Полоса безопасности - специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций, устанавливаемая в соответствии с Проектом, а на этапе проектирования в соответствии с положениями ГОСТ Р 52398-2005. Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы.
1.1.19. Потребительские свойства дороги - совокупность функциональных показателей дороги (в том числе дорожных сооружений), отражающих эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, уровень загрузки движением, пропускная способность и способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения габаритами (размерами), нагрузкой на ось, общей массой автомобиля, а также характеристики, отражающие экологическую безопасность.
1.1.20. Предельное состояние - состояние системы (объекта), при котором ее (его) дальнейшая эксплуатация невозможна по техническим причинам, нецелесообразна из экономических соображений или с точки зрения безопасности.
1.1.21. Предотказное состояние - состояние системы (объекта), при котором дальнейшее(ая) ее (его) эксплуатация в течение межконтрольного периода может привести к отказу.
1.1.22. Проезжая часть - основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.
1.1.23. Работоспособное состояние - состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность системы (объекта) выполнять заданные функции, соответствуют требованиям конструкторской и нормативно-технической документации (включая требования Проектной документации). При отклонении хотя бы одного из параметров от установленных требований состояние системы считают неработоспособным Множество возможных работоспособных состояний является подмножеством исправных и неисправных состояний. Неисправная система (например, с нарушением лакокрасочного покрытия) может быть в работоспособном состоянии. Неработоспособная система не может быть признана исправной.
1.1.24. Разделительная полоса - полоса, разделяющая две смежные проезжие части дороги или два противоположных направления движения в целях предотвращения переезда автомобилей с одной проезжей части (полосы) на другую.
1.1.25. Расчетная скорость движения - наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночных автомобилей при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов Автомобильной дороги.
1.1.26. Режим движения - комплексная характеристика, отражающая скорость одиночных автомобилей и всего потока транспортных средств, интервалы между автомобилями в потоке (плотность потока), число обгонов, перестроений и их траектории, изменение скорости при разгоне и торможении.
1.1.27. Ремонт автомобильной дороги - производимый в соответствии с Программой ремонта и Программой капитального ремонта комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения. При этом под первоначальными понимаются транспортно-эксплуатационные характеристики и потребительские свойства Автомобильной дороги и дорожных сооружений в момент сдачи в эксплуатацию после Строительства, реконструкции или капитального ремонта.