Действующий

О региональной целевой программе "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области на 2007 год"

1.1. Анализ состояния и развития системы оздоровления, отдыха
и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области


В соответствии с областным законом от 20 мая 2003 года N 39-оз "О региональной целевой программе "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время на 2003-2005 годы ("Лето - 2003-2005")" (далее - Программа "Лето - 2003-2005") комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, администрациями муниципальных образований Ленинградской области, комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области, комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области, комитетом по здравоохранению Ленинградской области, комитетом по культуре Ленинградской области, Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, Главным управлением внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Главным управлением МЧС России по Ленинградской области, Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования, комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области, комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области последовательно решались задачи, направленные на достижение целей, обозначенных Программой "Лето - 2003-2005".

Проведение комплекса мер по организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Ленинградской области.

Программа "Лето - 2003-2005" являлась продолжением программных мероприятий Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований, федеральных служб и ведомств, внебюджетных фондов по реализации государственной политики, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания детей, развитие творческого потенциала в художественной, научно-технической, спортивно-оздоровительной, социально-педагогической, туристско-краеведческой и эколого-биологической образовательных сферах.

Ежегодно принимались постановления Правительства Ленинградской области, глав администраций муниципальных образований по данному вопросу.

При сокращении количества стационарных оздоровительных лагерей, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, значительно возросли полномочия, самостоятельность и ответственность администраций муниципальных образований, комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области в решении конкретных проблем по организации полноценного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, позволяющих учесть специфику детей на местном уровне, их реальные потребности.

Администрации муниципальных образований Ломоносовский муниципальный район и Гатчинский муниципальный район приобрели в собственность загородные стационарные оздоровительные лагеря "Чайка" (2004 год) (учредитель - администрация Ломоносовского муниципального района) и "Надежда" (2004 год) (учредитель - администрация Гатчинского муниципального района). Приобретены в собственность Ленинградской области загородные стационарные лагеря ГОУ ДОД "ДООЦ "Маяк" (2003 год) и ГОУ ДОД "ДООЦ "Россонь" (2004 год) (учредитель - комитет общего и профессионального образования Ленинградской области).

Дальнейшее развитие получило создание и утверждение муниципальных комплексных программ оздоровления и отдыха детей, подростков и молодежи на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей, обеспечения принципов адресности, целенаправленности оказываемой помощи.

В целях повышения качества предоставляемых оздоровительных, образовательных и воспитательных услуг в оздоровительных учреждениях за счет средств областного бюджета, предусмотренных в Плане реализации мероприятий Программы "Лето - 2003-2005", ежегодно проводилось обучение специалистов администраций муниципальных образований, курирующих различные направления летней работы, и директоров загородных стационарных оздоровительных лагерей, а также обеспечение их методической литературой.

Особое внимание акцентировалось на содержании воспитательных программ оздоровительных лагерей, что способствовало увеличению за период действия Программы "Лето - 2003-2005" количества профильных лагерей, в том числе творческих и по интересам, для одаренных детей, спортивных лагерей, для лидеров детских и молодежных общественных объединений и так далее (2002 год - 380 профильных лагерей, 2003 год - 429 профильных лагерей, 2004 год - 434 профильных лагеря, 2005 год - 454 профильных лагеря).

Систематизирующей деятельностью в работе оздоровительных учреждений являлся ежегодный конкурс "Лучший оздоровительный лагерь", который нашел отклик в муниципальных образованиях. Средства на награждение выделялись из областного бюджета Ленинградской области. Ежегодно премиями по линии профильных комитетов награждались девять оздоровительных лагерей всех типов и видов, участвовавших в реализации Программы "Лето - 2003-2005".

Серьезная и планомерная работа проводилась по организации оздоровления и отдыха детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и требующих заботы со стороны государства, а именно: детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из многодетных и неполных семей, детей безработных граждан, детей из семей вынужденных переселенцев и других категорий.

Пристальное внимание уделялось организованному отдыху и занятости детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел. Каждому несовершеннолетнему исходя из имеющейся сети оздоровительных учреждений и с учетом интересов предлагались различные формы оздоровления, отдыха и занятости. В результате совместной работы всех субъектов профилактики правонарушений при постепенном снижении охвата организованными формами отдыха и занятости несовершеннолетних данной категории (2003 год - 75,4 процента, 2004 год - 73,3 процента, 2005 год - 62,6 процента) за период действия Программы "Лето - 2003-2005" на территории детских оздоровительных лагерей, ведомственно принадлежащих Ленинградской области, не было зарегистрировано ни одного преступления, совершенного несовершеннолетними и в отношении них, а также несчастных случаев со смертельным исходом. Отмечено снижение в летний период количества совершенных общественно опасных деяний лицами, не достигшими уголовно наказуемого возраста (2003 год - 247, 2004 год - 158, 2005 год - 137), и числа их участников (2004 год - 92, 2005 год - 59).

Активный отдых и занятость подростков ежегодно способствовали стабилизации оперативной обстановки по линии несовершеннолетних в летний период.

Используя накопленный опыт по совершенствованию программы мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальные органы управления образованием, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области проводили большую спортивно-оздоровительную работу с детьми и подростками. Ежегодно в каникулярное время организовывались муниципальные и областные соревнования по легкой атлетике, спортивному ориентированию, шахматам, футболу, настольному теннису, вольной борьбе, художественной гимнастике, боксу и другим видам спорта, в которых ежегодно принимали участие более 30 тысяч детей, подростков и молодежи.

Реализация Программы "Лето - 2003-2005" способствовала повышению внимания к формированию у детей, подростков и молодежи эмоционального, духовного и творческого потенциала путем организации значимой досуговой деятельности, проводимой в летнее время областными театрами, центрами и домами культуры, парками, библиотеками.

Особое место занимала трудовая занятость детей, подростков и молодежи в летнее время при тесном взаимодействии и софинансировании администраций муниципальных образований, работодателей и центров занятости населения.

Основными видами трудовой занятости подростков и молодежи являлись благоустройство и озеленение городов и поселков, ремонт школьной мебели, строительство лыжных трасс, посильный ремонт спортивных комплексов и сооружений. Традиционно организовывалось трудоустройство подростков и молодежи в рамках семейно-родственных отношений.