При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации алгоритм действий выглядит следующим образом:
оценка сложившейся обстановки;
прогнозирование возможного развития обстановки;
подготовка данных для принятия решения соответствующего органа местного самоуправления;
принятие решения на проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации или уменьшению ее воздействия на население, объекты экономики и окружающую природную среду.
Органы управления и силы РСЧС частично или полностью приводятся в готовность и выполняют мероприятия, предусмотренные планом действий для данного режима функционирования.
Органы управления:
оценивают сложившуюся обстановку и возможные последствия при возникновении чрезвычайной ситуации, прогнозируют ее развитие;
уточняют задачи органам наблюдения и лабораторного контроля, общей и специальной разведки;
проверяют готовность органов управления, оперативных групп, сил постоянной готовности и других сил к экстренным действиям, отдают необходимые распоряжения;
при необходимости направляют оперативную группу в район ожидаемой чрезвычайной ситуации для организации управления и проведения мероприятий по предотвращению чрезвычайной ситуации или уменьшению возможного ущерба;
уточняют вопросы взаимодействия, состав выделяемых сил, их укомплектованность, возможные пункты дислокации, объекты, районы предстоящих действий;
готовят предложения по созданию группировки сил РСЧС в районе возможной чрезвычайной ситуации, организации управления и мер обеспечения безопасности населения;
разрабатывают (уточняют) план сосредоточения сил в районе опасности, определяют маршруты их выдвижения, районы сосредоточения, сроки прибытия и готовности;
организуют взаимодействие (при наличии времени) привлекаемых органов управления и сил к решению предстоящих задач путем проведения специальных занятий и тренировок;
докладывают вышестоящим органам управления об обстановке, принятом решении и проводимых мероприятиях.
Последовательность и сроки проведения мероприятий определяются решением уполномоченного лица соответствующего органа местного самоуправления (председателя КЧС).
КЧС совместно с другими органами управления разрабатывает и докладывает председателю КЧС предложения по принятию решения, которые включают:
краткие выводы из оценки обстановки;
объем возможных спасательных и других неотложных работ, очередность их проведения;
состав имеющихся сил и средств, предложения по их распределению и использованию;
задачи создаваемым группировкам сил по направлениям их действий и объектам работ;
порядок обеспечения проводимых мероприятий, действий сил РСЧС и других привлекаемых сил;
порядок организации взаимодействия и управления.