Действующий

     
УСТАВНЫЙ СУД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2006 года N 013/06-П


По делу о толковании положений пункта 1 статьи 23,
пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга



Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Уставного суда Санкт-Петербурга С.Л.Сергевнина, судей Уставного суда Санкт-Петербурга О.В.Герасиной, Н.Ф.Гуцан, С.Ф.Зыбина, Л.В.Кулешовой, В.Г.Петухова, А.В.Шевченко,

с участием представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского и представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланова,

руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "б" статьи 3, статей 30, 76 и 77 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: С.А.Анденко, И.Б.Артемьева, В.В.Барканова, В.Л.Евтухова, О.И.Корякина, В.С.Лопатникова, В.С.Макарова, И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Шевченко, пояснения представителей заявителя - Ю.А.Кравцова и Н.В.Ветрова, выступления представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланова, показания свидетелей: депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова, В.И.Еременко, И.П.Михайлова, О.А.Нилова, К.Н.Серова, К.Э.Сухенко, начальника юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Коноваловой, заместителя председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Д.В.Краснянского; исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга


установил:

1. 20 сентября 2006 года в Уставный суд Санкт-Петербурга поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Анденко, И.Б.Артемьева, В.В.Барканова, В.Л.Евтухова, О.И.Корякина, В.С.Лопатникова, В.С.Макарова, И.П.Михайлова о толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

По мнению заявителя, в указанных положениях Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями федерального законодательства обнаруживается неопределенность применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Согласно правовой позиции представителя заявителя - Ю.А.Кравцова норма пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга в редакции Закона Санкт-Петербурга от 25 мая 2005 года N 255-31 "О внесении изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 255-31), в соответствии с которой Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается сроком на пять лет, в силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. По мнению представителя заявителя, срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, составляет четыре года в соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга (в редакции, действовавшей на момент голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва) и исчисляется со дня проведения голосования. Исходя из указанного срока определяется периодичность выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Кроме того, представитель заявителя отметил, что положениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга определено, что срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга исчисляется со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в правомочном составе до дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. В указанный период Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия. При этом, по мнению представителя заявителя, указанный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга невозможно определить календарным периодом. Представитель заявителя также пояснил, что положения части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие день голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва - первое воскресенье апреля 2007 года, не могут применяться для проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва, поскольку положения Федерального закона N 67-ФЗ предусматривают иной порядок определения дня голосования по выборам законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Норма, содержащаяся в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и устанавливающая срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва четыре года и четыре месяца, по мнению представителя заявителя, определяет максимально возможный срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.А.Ливеровского, положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга устанавливают периодичность проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а положения части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и устанавливают момент его истечения. Срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва истекает за день до проведения выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставном суде Санкт-Петербурга А.Р.Уланов полагает, что при определении дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва необходимо руководствоваться положениями Федерального закона N 67-ФЗ, исходя из четырехлетнего срока избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, закрепленного положениями пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, действовавшими на момент избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М.И.Амосова, срок, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, установлен положениями части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга и составляет четыре года и четыре месяца. При этом целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не в зимний, а в весенний период. Для определения дня проведения выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва необходимо руководствоваться положениями статьи 80 Устава Санкт-Петербурга.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.И.Еременко, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избиралось на четыре года и действие положений пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Реализация положений статьи 80 Устава Санкт-Петербурга невозможна в связи с наличием в ней внутреннего противоречия.

Начальник юридического управления Аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга С.А.Коновалова пояснила, что законодатель при внесении в Устав Санкт-Петербурга статьи 80 считал необходимым изменить период, в течение которого должны проводиться выборы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, - предусмотреть проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга весной. Необходимость в толковании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга возникает в связи с их неопределенностью в части определения срока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва.

Заместитель председателя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Д.В.Краснянский в судебном заседании высказал позицию, согласно которой понятия срок избрания законодательного органа государственной власти и срок полномочий законодательного органа государственной власти были введены федеральным законодательством и различаются по своему содержанию и правовому значению. Периодичность выборов законодательного (представительного) органа определяется исходя из срока его избрания, который для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва был установлен в четыре года. Положения статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва. Установленный в четыре года и четыре месяца период является лишь ориентировочным сроком полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, поскольку продолжительность срока полномочий может быть как сокращена, так и продлена.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.П.Михайлов пояснил, что понятия срок избрания законодательного органа государственной власти и срок полномочий законодательного органа государственной власти не тождественны по своему содержанию. Срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва составляет четыре года. Целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось изменение периода проведения голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а именно: проведение выборов в весенний период. При назначении выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва подлежат применению положения Федерального закона N 67-ФЗ.

По мнению опрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга О.А.Нилова, для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва срок избрания составляет четыре года и четыре месяца. Законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая положения, содержащиеся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, изменил период проведения выборов.

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Н.Серов в судебном заседании показал, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва избиралось на четыре года. Положения статьи 80 Устава Санкт-Петербурга определяют срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва, продолжительность которого может быть продлена до четырех лет и четырех месяцев.

По мнению свидетеля депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Э.Сухенко, целью законодателя Санкт-Петербурга при принятии статьи 80 Устава Санкт-Петербурга являлось проведение выборов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в весенний период. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва было избрано на срок четыре года и четыре месяца. При этом положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга не распространяются на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

Таким образом, возникает неопределенность в понимании положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга применительно к исчислению срока, на который избрано Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия, и применительно к определению дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва.

Уставный суд Санкт-Петербурга, руководствуясь положениями статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", осуществляет толкование положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24, статьи 80 Устава Санкт-Петербурга только применительно к вопросам, поставленным в обращении.

2. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, определяют, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 24 Устава Санкт-Петербурга выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводятся в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование по выборам в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва начинается в восемь часов утра в третье воскресенье предпоследнего календарного месяца полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. В случае если указанное воскресенье в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, объявляется рабочим днем, голосование проводится в ближайший предшествующий ему выходной день. Положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга установлено, что голосование по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Согласно положениям части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в четыре года и четыре месяца, но не позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в правомочном составе.

Неопределенность в понимании указанных положений Устава Санкт-Петербурга применительно к поставленным заявителем вопросам связана с различным пониманием используемого законодателем Санкт-Петербурга в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга понятия "срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва".

Уставный суд Санкт-Петербурга, осуществляя толкование положений пункта 1 статьи 23, пункта 3 статьи 24 и статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, основывается на презумпции добросовестности законодателя Санкт-Петербурга, исходит из разграничения предметов ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга, из общих принципов организации государственной власти Санкт-Петербурга, учитывает статус законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга, а также принимает во внимание цели установления законодателем Санкт-Петербурга положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга.

3. Положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет. Данная норма была внесена Законом Санкт-Петербурга N 255-31. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 255-31 указанная норма не распространяется на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва. Общее правило о том, что норма об изменении (продлении или сокращении) установленного конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации срока, на который избираются органы государственной власти, и (или) срока полномочий органа государственной власти может применяться только к органам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы, установлено положениями пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 67-ФЗ.

Закон Санкт-Петербурга N 255-31, положениями которого был установлен пятилетний срок избрания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, вступил в силу 25 июня 2005 года. Выборы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва были проведены 8 декабря 2002 года на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 18 сентября 2002 года N 397 " О выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва".

Таким образом, Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что положения пункта 1 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми Законодательное Собрание Санкт-Петербурга избирается на пять лет, не распространяются на Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва.

4. В соответствии с положениями пункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно положениям статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Положениями части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации определено, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Указанные нормы нашли отражение в Уставе Санкт-Петербурга. Согласно положениям подпункта 13 пункта 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В ведении Санкт-Петербурга находится образование законодательного органа государственной власти Санкт-Петербурга (подпункт 2 пункта 1 статьи 12 Устава Санкт-Петербурга).

По смыслу изложенных норм такие элементы статуса законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга, как срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, а также срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, устанавливаются законодателем Санкт-Петербурга самостоятельно.

Правовая позиция о самостоятельности законодателя субъекта Российской Федерации при определении срока, на который избирается законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, была сформулирована Конституционным судом Российской Федерации (постановление от 30 апреля 1997 года N 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 "О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года "О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области" и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области").

4.1. Положения Устава Санкт-Петербурга (абзац первый пункта 1 статьи 16, пункт 1 статьи 22 Устава Санкт-Петербурга) устанавливают, что Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является постоянно действующим представительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. В основе организации Законодательного Собрания Санкт-Петербурга лежит принцип народовластия (статьи 4, 15 Устава Санкт-Петербурга).

Реализация принципа народовластия как основы организации Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также обеспечение представительного характера данного органа государственной власти Санкт-Петербурга невозможны без сменяемости состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, что предполагает обязательное установление срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Окончание срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, является основанием для назначения выборов данного органа государственной власти Санкт-Петербурга очередного созыва. Учитывая, что Устав Санкт-Петербурга является единым, целостным нормативным правовым актом, положения Устава Санкт-Петербурга, устанавливающие порядок определения дня голосования по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, должны гарантировать соблюдение срока, на который избирается данный орган государственной власти Санкт-Петербурга.

Функционирование Законодательного Собрания Санкт-Петербурга как постоянно действующего органа государственной власти Санкт-Петербурга в условиях сменяемости его состава невозможно без закрепления срока, в течение которого соответствующий созыв Законодательного Собрания Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия. По общему правилу (пункт 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга), полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва прекращаются со дня начала работы (первого заседания) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Следовательно, начало течения срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга соответствующего созыва вправе осуществлять полномочия, связано с днем первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга данного созыва. Между тем Устав Санкт-Петербурга содержит нормы, положения которых предусматривают ряд объективных обстоятельств, не позволяющих определить, когда состоится первое заседание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Такими обстоятельствами являются, в частности, случаи досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, статья 25-1 Устава Санкт-Петербурга), неизбрание правомочного состава Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 23 Устава Санкт-Петербурга), реализация Губернатором Санкт-Петербурга права требовать созыва вновь избранного Законодательного Собрания Санкт-Петербурга на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Санкт-Петербурга (подпункт 3 пункта 2 статьи 42 Устава Санкт-Петербурга). Таким образом, день проведения первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва и, следовательно, дни начала и окончания срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не могут быть определены заранее. Указанные обстоятельства исключают возможность календарного определения срока, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия.

В соответствии с положениями Устава Санкт-Петербурга (пункт 3 статьи 23, статья 25-1, пункт 2 статьи 23, подпункт 3 пункта 2 статьи 42) срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срок, в течение которого данный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять свои полномочия, по своей продолжительности могут не совпадать, в частности, по указанным объективным обстоятельствам.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга является органом народного представительства (абзац первый пункта 1 статьи 16 Устава Санкт-Петербурга), следовательно, законодатель Санкт-Петербурга, устанавливая срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срок, в течение которого данный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, должен минимизировать возможную разницу между указанными сроками. Правовое регулирование срока, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, и срока, в течение которого указанный орган государственной власти Санкт-Петербурга вправе осуществлять полномочия, не должно приводить к произвольному, не обусловленному объективными обстоятельствами установлению разницы между указанными сроками.

4.2. В соответствии с положениями части первой статьи 80 Устава Санкт-Петербурга голосование по выборам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва проводится в первое воскресенье апреля 2007 года. Согласно положениям части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва устанавливается в четыре года и четыре месяца, но не позднее чем до первого заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга четвертого созыва в правомочном составе. Указанная статья Устава Санкт-Петербурга включена в главу XII Устава Санкт-Петербурга "Заключительные и переходные положения" Законом Санкт-Петербурга N 217-18, и содержащиеся в ней положения вступили в силу 19 июня 2002 года. В ходе судебного заседания установлено, что неопределенность в понимании положений Устава Санкт-Петербурга, являющихся предметом толкования Уставным судом Санкт-Петербурга по настоящему делу, возникает в связи с тем, что термину "срок полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга третьего созыва", содержащемуся в части второй статьи 80 Устава Санкт-Петербурга, придается различное значение: срок, на который избирается Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва, и срок, в течение которого Законодательное Собрание Санкт-Петербурга третьего созыва вправе осуществлять полномочия.

В период установления положений, содержащихся в статье 80 Устава Санкт-Петербурга, действующее законодательство не содержало определения понятия "срок полномочий" законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В решениях Уставного суда Санкт-Петербурга термин "срок полномочий" использовался для обозначения периода, на который избиралось Законодательное Собрание Санкт-Петербурга (постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 14 марта 2001 года N 008-П по делу о толковании статьи 23, пункта 3 статьи 24, пункта 12 статьи 25, пункта 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга; постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2001 года N 015-П по делу о толковании статьи 24, пункта 3 статьи 25, пункта 12 статьи 26 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Устава Санкт-Петербурга; постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 16 мая 2003 года N 072-П по делу о толковании положений пункта 3 статьи 23, пункта 3 статьи 25-1, пункта 6 статьи 40 и пункта 2 статьи 41 Устава Санкт-Петербурга).