Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2005 года Дело N 3-442


[Об отказе в признании
в части недействующим и не подлежащим применению
распоряжения губернатора Санкт-Петербурга
от 18 февраля 1997 года N 148-р "О мерах
по реализации мероприятий по предоставлению
и выплате гражданам компенсаций
на оплату жилья и коммунальных услуг"
]

____________________________________________

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 01.03.2006 N 78-Г06-6 решение оставлено без изменения.

____________________________________________
     

     Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... при секретаре ... с участием пр
окурора ... рассмотрев в открытом судебном заседании в Санкт-Петербурге 19 декабря 2005 года дело по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании в части недействующим и не подлежащим применению распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 18 февраля 1997 года N 148-р "О мерах по реализации мероприятий по предоставлению и выплате гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг", установил:

18 февраля 1997 года губернатором Санкт-Петербурга подписано распоряжение "О мерах по реализации мероприятий по предоставлению и выплате гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг" N 148-р.

Распоряжение, как следует из его преамбулы, издано в целях повышения уровня социальной защиты граждан при предоставлении в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 28.01.1997 N 73-р компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, упрощения процедуры их предоставления.

Согласно пункту 8.2 распоряжения N 148-р Положение о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг изложено в новой редакции, являющейся приложением к настоящему распоряжению.

Заместитель прокурора Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании в части недействующими и не подлежащими применению с 1 марта 2005 года пункта 8.2 распоряжения и приложения к распоряжению - Положения о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, как противоречащих Жилищному кодексу РФ, ссылаясь на то, что с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ понятие "социальная норма площади жилья", отсутствующее в ЖК РФ, не должно использоваться при предоставлении гражданам компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно ст.159, ч.1, 6, ЖК РФ при расчете размеров субсидий применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчетов субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Кроме того, заявитель указывает, что в силу п.7 ст.159 ЖК РФ с 1 марта 2005 года установление порядка предоставления, определения размера и расчета жилищных компенсаций, перечня прилагаемых к заявлению документов входит в компетенцию Правительства РФ, а не Губернатора Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга против удовлетворения заявления возражает, указывая, что в настоящее время отсутствует правовой акт Правительства РФ, в котором был бы в соответствии со ст.159 ЖК РФ установлен порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с применением региональных стандартов, поэтому при предоставлении субсидий (компенсаций) в Санкт-Петербурге в соответствии со ст.4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" продолжает применяться оспариваемое Положение в части, не противоречащей Жилищному кодексу РФ, и с учетом требований Закона Санкт-Петербурга "О региональных стандартах в жилищной сфере" при определении размера субсидий (компенсаций) вместо социальной нормы площади жилья используется установленный данным Законом региональный стандарт нормативной площади жилого помещения. Отмена порядка предоставления субсидий, установленного распоряжением от 18.02.1997 N 148-р, приведет к невозможности предоставления гражданам субсидий, а применение для этих целей постановления Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" значительно сократит количество семей, получающих субсидии (с 203764 до 126000 семей), и уменьшит размер субсидий (с 653 руб. в среднем до 430 руб.), что приведет к резкому снижению эффективности социальной защиты наиболее незащищенных категорий населения - пенсионеров по возрасту и инвалидности, неполных и многодетных семей. Губернатор Санкт-Петербурга представил в суд письменные возражения (л.29-32).

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно п."к" ст.72, п.2, 5 ст.76 Конституции Российской Федераций, ст.5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; принимаемые по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.

С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ (ст.1 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектов Российской Федерации.

Согласно п.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ установлено, что при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам должны учитываться региональные стандарты в жилищной сфере (ч.1 ст.159), а также определен орган, который уполномочен утвердить нормативный акт, регулирующий порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан - Правительство РФ (ч.7 ст.159). Понятие "социальная норма площади жилья" в ЖК РФ действительно отсутствует.

Однако это не является основанием для признания оспариваемого распоряжения недействующим и не подлежащим применению.

Постановление Правительства РФ, регулирующее в порядке п.7 ст.159 ЖК РФ предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в настоящее время отсутствует.

Вопросы предоставления субсидий регулируются федеральным положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", принятым во исполнение ст.15.4 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", а также оспариваемым Положением (ред. от 18.02.1997), принятым органом исполнительной власти Санкт-Петербурга на основании Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики".

При этом последнее содержит нормы, улучшающие положение граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, по сравнению с положением граждан, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными федеральным положением.

Поскольку уполномоченным органом порядок предоставления субсидий не определен, отсутствуют основания для вывода о наличии противоречия между установленным на федеральном уровне порядком предоставления и расчета субсидий и оспариваемым распоряжением.

Впредь до принятия и введения в действие нормативного акта, регулирующего порядок предоставления, расчета и выплаты гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежит применению прежний порядок предоставления субсидий (компенсаций), установленный оспариваемым Положением о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций..., с учетом положений, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга "О региональных стандартах в жилищной сфере".

К такому выводу суд приходит исходя из следующего.

В силу ст.7 ЖК РФ в случае, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, возможно применение жилищного законодательства, регулирующего сходные отношения.

Согласно ст.8 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций отдельным категориям граждан сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Поскольку вопрос о сохранении прежнего порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным гражданам до приведения действующего законодательства в соответствие с Жилищным кодексом РФ специально не урегулирован, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место пробел в правовом регулировании, и по аналогии закона подлежит применению ст.8 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".

В связи с этим до принятия Правительством РФ в порядке п.7 ст.159 ЖК РФ правового акта, устанавливающего порядок предоставления субсидий, должен быть сохранен порядок предоставления денежных субсидий (компенсаций), установленный до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

В Санкт-Петербурге такой порядок установлен Положением о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденный распоряжением N 148-р.

В настоящее время принят и введен в действие Закон Санкт-Петербурга "О региональных стандартах в жилищной сфере" N 403-48, которым в соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ в Санкт-Петербурге установлены региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий (ст.1), региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (ст.3) и региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ст.2).

В соответствии со ст.5 данного Закона Санкт-Петербурга со дня вступления его в силу к правоотношениям, связанным с применением социальной нормы площади жилья, применяются соответствующие региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, установленные в статье 1 данного Закона.

С учетом положений Закона N 403-48 (ст.5) при предоставлении субсидий (компенсаций) на территории Санкт-Петербурга применяется порядок расчета, установленный оспариваемым Положением, с использованием вместо социальной нормы площади жилья региональных стандартов нормативной площади жилого помещения.

Таким образом, в отсутствие правового акта Правительства РФ, принятого в порядке п.7 ст.159 ЖК РФ, применяется прежнее Положение о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций... постольку, поскольку оно не противоречит Жилищному кодексу РФ, как это и предусмотрено ст.4 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Довод заявителя об отсутствии в ЖК РФ понятия "социальная норма площади жилья" не может быть принят во внимание и являться основанием для признания распоряжения недействующим, так как в силу прямого указания закона положение о социальной норме площади жилья в законодательстве Санкт-Петербурга в целом и в оспариваемом Положении в частности не применяется.

Заслуживают внимания и доводы заинтересованного лица о том, что признание оспариваемого Положения недействующим приведет к ущемлению прав наименее социально защищенных слов населения.

Оспариваемое Положение устанавливает для жителей Санкт-Петербурга более благоприятные условия получения компенсаций (субсидий) по сравнению с гражданами, которым субсидии предоставляются в соответствии с порядком и условиями, установленными постановлением N 444 от 30.08.2004:

Положение, утвержденное распоряжением N 148-р от 18.02.1997, в отличие от федерального положения, определяет два способа расчета размера субсидий для граждан, имеющих совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума, и кроме основания определения величины компенсаций, аналогичного установленному постановлением Правительства РФ (с применением нормативов потребления коммунальных услуг и предельно допустимых расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг), допускает возможность расчета жилищных компенсаций по второму основанию - с применением нормативов потребления коммунальных услуг и 0,5 установленного минимального размера оплаты труда - и выбора наиболее льготных условий получения субсидий (пункт 2.2);

пункт 2.1 Положения содержит норму, отсутствующую в федеральном законодательстве, которая предусматривает, что в Санкт-Петербурге собственные расходы граждан, имеющих совокупный доход семьи на одного человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (в настоящее время - регионального стандарта нормативной площади жилого помещения) не должны превышать 0,5 установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как обоснованно указывает в своих возражениях представитель Губернатора Санкт-Петербурга, применения на территории Санкт-Петербурга порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444, приведет к ухудшению положения наименее защищенных категорий граждан, лишит их полностью либо частично права на получение компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг, выплачиваемых на основании законодательства Санкт-Петербурга, что противоречило бы установленному ст.7 Конституции РФ принципу социального государства, заключающегося в направленности политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, государственную поддержку и защиту социально слабых слоев населения.

Кроме того, признание оспариваемого Положения недействующим приведет к пробелу в регулировании условий и порядка предоставления субсидий гражданам, совершеннолетние трудоспособные члены семьи которых не имели в расчетном периоде доходов, которые согласно п.16 Положения от 30.08.2004 N 444 устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, и к отсутствию механизма предоставления субсидий в Санкт-Петербурге.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:

Заместителю прокурора Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления о признании в части недействующими и не подлежащими применению пункта 8.2 распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 18 февраля 1997 года N 148-р "О мерах по реализации мероприятий по предоставлению и выплате гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг" и приложения к данному распоряжению - Положения о порядке предоставления и выплаты гражданам компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.



Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка