Действующий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2006 года N 3-216/06


[Об отказе в признании недействующим абзаца 1 пункта 1 статьи 5
Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке
ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
и предоставлении жилых помещений по договорам социального
найма в Санкт-Петербурге"
]

________________________________________________________

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 2006 года N 78-Г06-32 решение оставлено без изменения.

________________________________________________________


Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи ... с участием прокурора ... при секретаре ... рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Г-ш В.А. о признании недействующим абзаца 1 пункта 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", установил:

Пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлено, что при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет:

18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;

33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение указанной нормы на всю семью не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека (л.д.66, об., 66-75).

Г-ш В.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, уточнив предмет требований (л.д.97-100), просит признать недействующим абзац 1 пункта 1 статьи 5 названного выше Закона Санкт-Петербурга, ссылаясь на то, что оспариваемое ею положение противоречит федеральному законодательству, в частности статьям 50, 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нарушает ее права на предоставление освободившейся комнаты в коммунальной квартире по договору социального найма.

Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатора Санкт-Петербурга заявленное требование не признали, считают, что оспариваемое положение Закона Санкт-Петербурга не противоречат федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.

Суд, проверив материалы дела, выслушав объяснения заявителя, ее представителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Утверждения заявителя о том, что оспариваемое положение Закона Санкт-Петербурга противоречит статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как устанавливает иной порядок определения обеспеченности, поскольку, как считает заявитель, установленная федеральным законом норма жилой обеспеченности обязывает определять обеспеченность граждан жилыми помещениями через площадь комнат как части жилого дома или квартиры, не соответствуют федеральному законодательству.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации впервые введено понятие учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 4 статьи 50 ЖК РФ).

Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения.

В указанной статье законодатель ввел и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилья.

Норма предоставления - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

В пункте 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации возможность предоставления освободившейся комнаты гражданам законодатель поставил в зависимость от двух условиях:

- возможности быть в установленном порядке признанными малоимущими и нуждающимися в жилье;

- обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.

В Федеральном законе (статья 15, пункт 5, ЖК РФ) впервые закреплено определение общей площади жилого помещения. Общая площадь включает не только так называемую жилую площадь, т.е. площадь всех жилых помещений, но и площадь подсобных помещений и мест общего пользования - коридоров, прихожих, передних, кухни, санитарно-гигиенических помещений и т.д. При этом в общую площадь согласно пункту 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, в общую площадь входит все, что образует данный объект жилищных прав, за исключением указанных в данной норме закона объектов. Причем перечень исключений сформулирован императивно и как исчерпывающий.

Таким образом, федеральным законодательством норма предоставления установлена исходя из общей (а не жилой) площади жилого помещения, в связи с чем оспариваемое заявителем положение Закона Санкт-Петербурга не противоречит федеральному законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В силу пункта 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Санкт-Петербурга от 18 мая 2005 года N 237-30 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" (л.д.108-128) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербурга.

Довод заявителя о том, что установленная оспариваемым положением закона Санкт-Петербурга норма предоставления площади жилого помещения - 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина - противоречит статье 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой "не содержится никаких ограничений по размеру общей жилой площади после предоставления гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, освободившихся комнат в дополнение к занимаемой жилой площади", является несостоятельным.

Статьей 59 ЖК РФ установлены только основания предоставления освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире. При этом названная норма федерального закона не устанавливает порядок определения общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Общая площадь предоставляемого по договору социального найма жилого помещения, в том числе по основаниям, установленным статьей 59 ЖК РФ, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 50 и пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение нормы предоставления. Согласно указанной норме федерального закона, жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ установлены ограничения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма с превышением нормы предоставления. Данные ограничения подлежат применению во всех случаях предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 59 ЖК РФ, что не позволяет утверждать о каких-либо противоречиях оспариваемых положений статьи 5 Закона Санкт-Петербурга, устанавливающих размер общей площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, положениям Жилищного кодекса РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил:

Г-ш В.А. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Верховный суд Российской Федерации.



Судья
...




Текст документа сверен по:

рассылка