На первом этапе (2006-2007 годы) предусматривается проведение мероприятий, обеспечивающих:
завершение оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования, апробацию моделей их финансирования (создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих двухуровневое профессиональное образование - отраслевых колледжей, а также профильных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих обучение различных категорий молодежи, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, незанятого взрослого населения);
разработку и постепенное внедрение нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося в образовательных учреждениях начального профессионального образования в зависимости от реализуемых профессиональных образовательных программ (высоко-, средне- и низко-затратные профессии);
совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность заказчиков и исполнителей регионального заказа на подготовку рабочих кадров; внедрение механизма целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
переход на подготовку кадров по рабочим профессиям в образовательных учреждениях начального профессионального образования на основе общего полного образования.
На втором этапе (2008-2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным:
на техническое перевооружение учебно-материальной базы системы начального профессионального образования; на инвестиции в модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы; на обновление методического, кадрового и информационного обеспечения системы;
на создание интегрированных центров начального профессионального образования, объединяющих в своем составе образовательные учреждения, инфрастуктуру органов службы занятости населения и представительства региональных объединений промышленников и предпринимателей;
на развитие государственно-общественных форм управления в системе начального профессионального образования, обеспечение научно-методического сопровождения деятельности управляющих и попечительских советов в образовательных учреждениях;
на расширение объемов целевой контрактной подготовки кадров в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
На данном этапе необходимо завершить переход системы начального профессионального образования на целевую контрактную подготовку кадров в соответствии с механизмом регионального заказа.
Основными принципами такого механизма являются:
формирование планов приема в образовательные учреждения начального профессионального образования в соответствии с перспективной потребностью экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
организация подготовки кадров на основе заявок работодателей через систему прямых договоров между работодателями и образовательными учреждениями;
софинансирование работодателями профессиональной подготовки в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
учет потребностей в получении профессионального образования социально слабозащищенной категорией молодежи ("социальный заказ").
Внедрение механизма целевой контрактной подготовки позволит создать условия для обеспечения кадрами предприятий и учреждений производственной и социальной сферы, обеспечить социальную поддержку слабо защищенных категорий молодежи в получении качественного профессионального образования, улучшить показатели трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования, повысить эффективность бюджетного финансирования системы начального профессионального образования, создать механизм реального финансового участия работодателей в подготовке необходимых квалифицированных рабочих кадров.
На третьем этапе (2010 год) реализуются мероприятия, направленные на осуществление постепенного перехода к финансированию учебных заведений начального профессионального образования с учетом конечных результатов их деятельности, а также анализируются и распространяются результаты, полученные на предыдущих этапах, определяются приоритетные направления развития системы начального профессионального образования на последующие годы.