ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О государственных стандартах социального обслуживания населения в Ленинградской области
(с изменениями на 8 мая 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Закона Ленинградской области от 30 октября 2014 года N 72-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 14 ноября 2007 года N 162-оз (Вести, N 226, 21.11.2007);
Законом Ленинградской области от 8 мая 2014 года N 24-оз (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 19.05.2014) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
31 мая 2006 года)
1. Настоящий областной закон в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает государственные стандарты социального обслуживания населения в Ленинградской области в целях обеспечения реализации социальных гарантий и прав граждан на социальное обслуживание, улучшения качества социального обслуживания, повышения качества жизни получателей социальных услуг, формирования эффективной системы социальных служб в Ленинградской области.
2. Настоящий областной закон распространяется на социальное обслуживание, предоставляемое учреждениями социального обслуживания Ленинградской области независимо от форм собственности.
В настоящем областном законе используются следующие основные понятия:
государственные стандарты социального обслуживания - единые требования к объему, качеству, порядку и условиям предоставления гражданам социального обслуживания на территории Ленинградской области;
форма социального обслуживания - обобщенное название совокупности сгруппированных по содержанию, месту, условиям предоставления социальных услуг, направленных на оказание соответствующих возрасту, состоянию здоровья, специфике трудной жизненной ситуации, в которой находится гражданин, социально-бытовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой помощи, профилактику социальных отклонений, восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде.
Установление государственных стандартов социального обслуживания населения осуществляется в соответствии с принципами:
единства требований к социальному обслуживанию населения на территории Ленинградской области;
реалистичности и достижимости установленных стандартом требований к объему и качеству социальных услуг;
измеримости соответствия социального обслуживания требованиям, установленным стандартом, к объему и качеству социальных услуг.
1. Государственные стандарты социального обслуживания населения распространяются на социальные услуги, включенные в перечень гарантированных Ленинградской областью социальных услуг, утверждаемый Правительством Ленинградской области, и подразделяются на структурные и функциональные стандарты.
2. Структурные стандарты социального обслуживания населения представляют собой требования к организации деятельности социальных служб.
3. Функциональные стандарты социального обслуживания населения представляют собой требования к деятельности персонала социальных служб по предоставлению гражданам определенных форм социального обслуживания, объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
4. Государственные стандарты социального обслуживания населения устанавливаются для организации предоставления следующих форм социального обслуживания:
стационарного социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания;
стационарного социального обслуживания в стационарных отделениях граждан пожилого возраста и инвалидов;
полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в условиях дневного пребывания;
реабилитационных услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями трудоспособного и старше трудоспособного возраста;
реабилитационных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 мая 2014 года Законом Ленинградской области от 8 мая 2014 года N 24-оз. - См. предыдущую редакцию)
реабилитационных услуг несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
полустационарного социального обслуживания (временного приюта) в условиях ночного пребывания;
временного приюта детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
социального обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидов;
социально-медицинского обслуживания на дому гражданам пожилого возраста и инвалидов;
социального обслуживания на дому семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
срочного социального обслуживания;
консультативной помощи;
реабилитационных услуг женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
(Абзац дополнительно включен с 19 мая 2014 года Законом Ленинградской области от 8 мая 2014 года N 24-оз)
1. Структурные стандарты предоставления стационарного социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания
1.1. Стационарное социальное обслуживание предоставляется стационарным учреждением социального обслуживания (домом-интернатом для престарелых и инвалидов, психоневрологическим интернатом, детским домом-интернатом).
Стационарное социальное обслуживание в условиях постоянного или временного пребывания предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам 1 и 2 групп, детям-инвалидам с отклонениями в умственном развитии в возрасте от четырех до восемнадцати лет, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.
Продолжительность временного пребывания граждан в стационарном учреждении социального обслуживания не превышает шести месяцев.
1.2. Стационарное учреждение социального обслуживания имеет жилые и специально оборудованные помещения для организации социально-бытовой и медицинской помощи, трудовой, учебной деятельности, досуга и отдыха клиентов.
Мебель, специальное и табельное оборудование, аппаратура и приборы стационарного учреждения социального обслуживания должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий и обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг.
Минимальный перечень мебели, специального и табельного оборудования, аппаратуры и приборов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере социальной защиты населения.
1.3. Стационарное учреждение социального обслуживания предоставляет клиентам наборы постельных принадлежностей, одежды и обуви, питание, в том числе диетическое.
Минимальные нормы предоставления клиентам стационарного учреждения социального обслуживания мягкого инвентаря, обуви, питания устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере социальной защиты населения.
1.4. Учебная группа в детском доме-интернате создается из расчета на 10-12 детей-инвалидов, имеющих отклонения в психическом развитии, или 6 детей-инвалидов, имеющих отклонения в психическом развитии, нарушения зрения, слуха, тяжелые соматические заболевания.
1.5. Стационарное социальное обслуживание осуществляется специалистами стационарного учреждения социального обслуживания в соответствии с планом работы учреждения.
1.6. Специалисты стационарного учреждения социального обслуживания имеют образование и квалификацию, необходимые для выполнения возложенных на них обязанностей.
1.7. Плата за стационарное обслуживание и отдельные социальные услуги определяется и взимается с клиента с учетом перечня и объема предоставляемых социальных услуг.
Условия и порядок оплаты стационарного обслуживания и отдельных социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливаются Правительством Ленинградской области.
Условия и порядок оплаты стационарного обслуживания и отдельных социальных услуг в учреждениях социального обслуживания иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
2. Функциональные стандарты предоставления стационарного социального обслуживания в стационарных учреждениях социального обслуживания
2.1. Прием клиента в стационарное учреждение социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, детский дом-интернат) осуществляют дежурная медицинская сестра и врач учреждения.
Медицинская сестра при необходимости проводит первичную санитарную обработку; врач учреждения осуществляет медицинский осмотр с оформлением истории болезни, определяет степень тяжести состояния здоровья, составляет рекомендации по выполнению лечебных процедур до назначения систематического лечения, осуществляет ежедневное наблюдение за состоянием здоровья в течение семи дней со дня поступления; социальный работник учреждения заполняет личное дело клиента.
2.2. Комиссия стационарного учреждения социального обслуживания для каждого клиента при поступлении в психоневрологический интернат или детский дом-интернат разрабатывает индивидуальную карту реабилитации с указанием перечня и периодичности предоставления клиенту реабилитационных услуг. В дальнейшем результаты реализации мероприятий индивидуальной карты реабилитации фиксируются специалистами стационарного учреждения социального обслуживания не реже одного раза в квартал с внесением в нее необходимых корректив.
2.3. Медицинский осмотр клиента, имеющего относительно стабильное соматическое и психическое состояние, оценка эффективности проводимых ему лечебно-оздоровительных процедур осуществляются врачом стационарного учреждения социального обслуживания не реже одного раза в квартал с оформлением записи в истории болезни и назначением дальнейшего плана лечения.
Медицинский осмотр клиента, имеющего ухудшение соматического состояния или обострение психического расстройства, проводится врачом стационарного учреждения социального обслуживания ежедневно с оформлением записи в истории болезни и назначением дальнейшего плана лечения.
Медицинский осмотр клиента, находящегося на постельном режиме, проводится врачом стационарного учреждения социального обслуживания не реже одного раза в десять дней с оформлением записи в истории болезни и назначением дальнейшего плана лечения.
2.4. Выполнение медицинских процедур клиентам по назначению врача осуществляется медицинской сестрой учреждения.
2.5. Лечебно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, занятия по лечебной физкультуре, массаж, водные и фитопроцедуры, оздоровительная ходьба) проводятся специалистами учреждения социального обслуживания индивидуально в соответствии с рекомендациями врача.
2.6. Проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей клиентов, обучению доступным трудовым навыкам осуществляется в лечебно-трудовых мастерских, подсобных сельских хозяйствах или на штатных должностях стационарного учреждения социального обслуживания в соответствии с индивидуальной картой реабилитации.
2.7. Мероприятия по организации досуга клиентов (клубной, кружковой работы) проводятся специалистами стационарного учреждения социального обслуживания ежедневно в соответствии с планом работы учреждения.
2.8. Индивидуальное социально-психологическое консультирование и занятия в группах взаимоподдержки проводятся специалистами стационарного учреждения социального обслуживания при обращении клиентов или в соответствии с индивидуальной картой реабилитации.
2.9. Организация обучения детей и подростков с учетом их физических возможностей, умственных способностей и возраста по специальным программам, привитие навыков самообслуживания, поведения в быту и общественных местах осуществляются воспитателем детского дома-интерната в учебных группах по специальным учебным программам в соответствии с утвержденным расписанием занятий.
2.10. Врач (заведующий отделением) проводит оценку качества предоставляемых услуг и результативности принятых мер по улучшению условий проживания и обслуживания клиентов не реже одного раза в квартал.
2.11. Оценка эффективности лечебно-оздоровительных процедур для каждого клиента проводится врачом стационарного учреждения социального обслуживания при участии клиента не реже одного раза в квартал с оформлением соответствующей записи в истории болезни.
2.12. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий для каждого клиента психоневрологического интерната проводится комиссией стационарного учреждения социального обслуживания при участии клиента не реже двух раз в год с оформлением соответствующей записи в индивидуальной карте реабилитации.
2.13. Оценка эффективности реабилитационных мероприятий для каждого клиента детского дома-интерната проводится медико-психолого-педагогической комиссией стационарного учреждения социального обслуживания при участии клиента не реже двух раз в год с оформлением соответствующей записи в индивидуальной карте реабилитации.
1. Структурные стандарты предоставления стационарного социального обслуживания в стационарных отделениях гражданам пожилого возраста и инвалидам
1.1. Стационарное социальное обслуживание осуществляется стационарным отделением, обслуживающим граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших или частично утративших способность к самообслуживанию и активному передвижению.
Продолжительность пребывания на стационарном отделении социального обслуживания не превышает двух месяцев.
1.2. В стационарном отделении клиентам предоставляются социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги.
1.3. Стационарное отделение оснащено мебелью, оборудованием, имеет помещения для ночного сна и дневного отдыха клиентов.
Мебель, специальное и табельное оборудование, аппаратура и приборы стационарного отделения должны отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий и обеспечивать надлежащее качество предоставляемых услуг.
Минимальный перечень мебели, специального и табельного оборудования, аппаратуры и приборов определяется уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области в сфере социальной защиты населения.
1.4. В стационарном отделении клиентам предоставляется питание.