Динамичные социокультурные условия побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования. Одной из таких задач является психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка как интеграция педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека.
Особенностью современной ситуации формирования и развития личности ребенка следует считать гуманистический подход, предполагающий не только формирование определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность), но и таких адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, которые способны обеспечить высокое качество жизни. Личностные установки отражаются в социальном поведении личности и выступают как определенные ее свойства и качества. К числу таких свойств и качеств относятся, например, умение согласовывать интересы личности, общества, государства, совершать нравственный выбор на основе осознанных ценностей, быть способным к осмыслению собственных действий и поступков, к практической деятельности в соответствии со своими склонностями и интересами.
Необходимость формирования такого рода свойств и качеств личности делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности, в области методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.
В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях образовательного процесса.