Динамичные изменения социально-экономических процессов современного мира со всей очевидностью обусловливают необходимость формирования готовности молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, адекватно соответствовать его изменениям, быть способными нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В этих условиях чрезвычайно актуальной становится задача формирования у школьников определенных ключевых компетентностей (в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной, социальной сферах), наличие которых обеспечит готовность выпускников образовательных учреждений к выполнению различных социальных функций в современном обществе, их активную адаптацию на рынке труда.
Проблема формирования ключевых компетентностей приобретает особую значимость для детей - жертв неблагоприятных условий развития, а также социально активных, талантливых и одаренных детей и подростков. При этом необходимым становится формирование системы выявления и своевременной поддержки таких детей.
Эффективное решение воспитательных задач невозможно без учета гендерного подхода. Очевидно, что в образовательном процессе должны учитываться половозрастные особенности обучающихся. Вместе с тем при осуществлении гендерного подхода в воспитании не ставится задача раздельного образования девочек и мальчиков. Половозрастное воспитание должно осуществляться на уровне педагогических технологий, разработанных с учетом специфики воспитания девочек и мальчиков.
Освоение ролей матери и отца, умение строить взаимоотношения в семье является результатом успешной половозрастной социализации.